Приложение
к приказу от ___.___.2005 № _______
ПОЛОЖЕНИЕ
о бюджетах ОАО «ххх»
и о бюджетно-учетной политике
Настоящее положение регламентирует систему сметного планирования (бюджетирования) в ОАО «ххх», устанавливая цели, структуру, порядок разработки бюджетов и организации отчетности по ним.
Бюджеты разрабатываются на предстоящий финансовый год и определяют ожидаемые доходы и расходы, поступления и оттоки денежных средств, вероятную динамику активов и обязательств.
Целями системы бюджетирования являются:
- обеспечение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений,
- повышение обоснованности выделения и использования имеющихся ресурсов,
- проведение анализа эффективности отдельных видов деятельности и услуг ОАО «ххх»,
- прогнозирование возможных изменений финансового состояния ОАО «ххх» с целью оперативного реагирования,
- формирование исходной информации для составления бизнес-плана, представляемого Совету директоров ОАО «ххх» и Общему собранию акционеров ОАО «ххх».
Структура бюджетов
1. Общий бюджет ОАО «ххх» включает в себя:
1.1. Финансовый бюджет в составе:
- бюджета движения денежных средств,
- инвестиционной программы,
- прогнозного баланса;
1.2. Операционный бюджет в составе:
- сводного бюджета доходов и расходов ОАО «ххх»,
- бюджетов доходов и расходов по видам деятельности.
2. Для составления операционного бюджета разрабатываются вспомогательные бюджеты и сметы:
- бюджеты проектов,
- бюджет доходов по основной деятельности,
- бюджет прямых расходов на услуги соисполнителей / субподрядчиков,
- бюджет расходов на оплату труда,
- бюджеты производственных расходов по видам деятельности,
- бюджет управленческих и общеэксплуатационных расходов,
- бюджет прямых расходов на содержание и эксплуатацию здания,
- бюджет прочих доходов и расходов (внереализационных и операционных).
3. Процесс составления бюджетов имеет итеративный характер, т.е. первоначальные бюджетные наметки неоднократно корректируются для достижения их взаимоувязки и соответствия целям и задачам организации.
4. Бюджеты доходов и расходов разрабатываются на год с поквартальной разбивкой. Отчеты об исполнении бюджетов составляются ежеквартально.
5. Бюджет движения денежных средств разрабатывается на год с помесячной разбивкой.
Для текущего контроля за управленческими и общеэксплуатационными расходами дополнительно разрабатывается годовая смета указанных расходов в формате движения денежных средств.
6. Для оперативного контроля за денежной наличностью ежемесячно разрабатываются уточненный прогноз движения денежных средств на три предстоящих месяца и платежный календарь на предстоящий месяц.
Порядок разработки бюджетов
Вспомогательные бюджеты и сметы
7. Бюджеты проектов.
Включают показатели доходов по отдельным разработкам, услугам и показатели прямых расходов по ним.
Показатели разрабатывает планово-договорный отдел при участии подразделений, ответственных за соответствующие направления деятельности, разработки, услуги.
8. Бюджет доходов по основной деятельности.
Показатели для бюджета доходов разрабатывают руководители производственных подразделений, ответственные за соответствующие направления деятельности, разработки, услуги.
Составляются базовый и «оптимистический» прогнозы. Базовый прогноз составляется с учетом заключенных государственных контрактов, договоров. «Оптимистический» прогноз задает оптимальные объемы работ, а также направления расширения перечня предоставляемых услуг и освоения новых рынков.
9. Бюджет прямых расходов на услуги субподрядчиков.
В данном бюджете планируются затраты на оплату услуг сторонних организаций, являющихся соисполнителями при выполнении работ, оказании услуг ОАО «ххх». Основой для его разработки являются условия действующих договоров, прогнозируемое привлечение соисполнителей / субподрядчиков для выполнения ожидаемых разработок, оказания новых услуг.
Показатели разрабатывают руководители производственных подразделений, ответственные за соответствующие направления деятельности, разработки, услуги.
10. Бюджет расходов на оплату труда.
Бюджет расходов на оплату труда разрабатывается в разрезе структурных подразделений на основании утвержденного штатного расписания. При необходимости учитывается прогнозируемое увеличение численности работников по направлениям, намечаемый рост заработной платы для компенсации инфляции.
Дополнительно составляется расчет сумм разовых поощрительных выплат и оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами в случае необходимости выполнения разовых работ, не предусмотренных должностными инструкциями штатного персонала.
Рассчитываются также плановые расходы на оплату ЕСН и отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Показатели разрабатывает планово-договорный отдел.
Показатели бюджета используются при разработке расходных бюджетов. С этой целью обеспечивается разбивка показателей по видам деятельности и видам расходов (в соответствии с классификатором внутренних структурных подразделений – п. 27 настоящего Положения).
11. Бюджеты производственных расходов по видам деятельности.
Показатели разрабатывает планово-договорный отдел при участии подразделений, ответственных за соответствующие направления деятельности, проекты, услуги. Используются данные бюджетов проектов. Дополнительно включаются общепроизводственные расходы.
Бюджеты служат основой для разработки бюджетов доходов и расходов по видам деятельности.
12. Бюджет управленческих и общеэксплуатационных расходов.
В данном бюджете рассчитываются расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом: содержание и обеспечение деятельности управленческого и общехозяйственного персонала, транспортное обслуживание, другие аналогичные расходы, необходимые для существования ОАО «ххх» как организации.
Показатели разрабатывает планово-договорный отдел при участии бухгалтерии. Используются данные бюджета расходов на оплату труда, бюджета прямых расходов на эксплуатацию здания.
Итоговые расходы данного бюджета отражаются в сводном бюджете доходов и расходов ОАО «ххх».
13. Бюджет прямых расходов на эксплуатацию здания.
Составляется с целью выделения и детализации в составе управленческих и общеэксплуатационных расходов комплекса расходов хозяйственного назначения и с целью контроля и анализа данных расходов.
Показатели разрабатывают: административно-хозяйственный отдел, планово-договорный отдел.
Общий бюджет
14. В бюджетах доходов и расходов по видам деятельности консолидируются показатели доходов и производственных расходов в разрезе видов деятельности ОАО «ххх». Указанные бюджеты разрабатываются планово-договорным отделом на основании показателей бюджетов проектов и бюджетов производственных расходов по видам деятельности.
15. Сводный бюджет доходов и расходов ОАО «ххх» консолидируется на основании бюджетов доходов и расходов по всем видам деятельности ОАО «ххх» и бюджета управленческих и общеэксплуатационных расходов. Форма бюджета приведена в приложении 1. Бюджет разрабатывается планово-договорным отделом.
16. Бюджет движения денежных средств разрабатывается планово-договорным отделом. Бюджет состоит из трех разделов:
- движение денежных средств по текущей деятельности (планируется на основании показателей бюджетов доходов и расходов);
- движение денежных средств по инвестиционной деятельности (планируется на основании инвестиционной программы);
- движение денежных средств по прочей (финансовой) деятельности (планируется с участием бухгалтерии).
Форма бюджета приведена в приложении 2.
Краткосрочные прогнозы движения денежных средств разрабатываются с учетом условий заключенных государственных контрактов и договоров.
17. Инвестиционная программа отражает потребность ОАО «ххх» во внеоборотных активах, необходимых для замены изношенных и для развития производственной базы в целях реализации стратегии ОАО «ххх» на рынке. Инвестиционная программа составляется на основании заявок производственных подразделений и административно-хозяйственного отдела. В заявках по каждому основному средству (нематериальному активу) указывается его производственное назначение, ориентировочная стоимость, необходимый срок ввода в эксплуатацию, указывается приоритетность.
Составными частями инвестиционной программы являются план капитальных вложений и план лизинга (приложение 3). Инвестиционная программа должна быть сбалансирована по соответствующим источникам финансирования (чистая прибыль, себестоимость и др.). Инвестиционная программа учитывается при составлении бюджетов доходов и расходов (лизинговые платежи) и бюджета движения денежных средств (инвестиционная деятельность).
18. Прогнозный баланс составляется на основании данных бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и вспомогательных бюджетов. Он составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов. Прогнозный баланс разрабатывается планово-договорным отделом при участии бухгалтерии.
Регламент разработки бюджетов и контроля за их исполнением
19. План-график разработки бюджетов утверждается приказом по ОАО «ххх» не позднее сентября текущего года.
20. В процессе разработки бюджетов участвуют все подразделения ОАО «ххх», представляя данные по закрепленным показателям. Подразделения, представляющие расчеты показателей бюджетов, прикладывают к расчетам необходимые обоснования, пояснения и помесячные расшифровки. Планово-договорный отдел осуществляет методическое обеспечение расчетов, контроль за своевременностью, правильностью и полнотой представляемой информации.
21. Итоговые расчеты, обобщение и консолидацию бюджетов выполняет планово-договорный отдел путем обработки расчетов подразделений и сведения их в установленные форматы.
22. Уточненный прогноз движения денежных средств и платежный календарь разрабатываются до 3 числа каждого месяца.
23. Подведение итогов исполнения бюджетов доходов и расходов по ОАО «ххх» и отдельным видам деятельности осуществляется ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего вторым за отчетным кварталом.
24. Подведение итогов исполнения бюджета движения денежных средств ОАО «ххх» осуществляется ежемесячно до 5 числа следующего за отчетным месяца. Отслеживание фактического движения денежных средств ведется еженедельно.
25. Итоги исполнения инвестиционной программы ОАО «ххх» подводятся ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Бюджетно-учетная политика
26. В целях обеспечения бюджетных расчетов и соответствующего управленческого учета, разрабатываются и утверждаются следующие регламентирующие документы:
- классификатор внутренних структурных подразделений ОАО «ххх»,
- порядок группировки расходов на производство и реализацию работ, услуг ОАО «ххх» для целей управления.
27. Классификатор внутренних структурных подразделений отражает следующую информацию:
- номер подразделения,
- наименование подразделения,
- ФИО руководителя подразделения,
- категория персонала,
- виды деятельности, по которым работает подразделение,
- закрепляемые за подразделением проекты, услуги, государственные контракты.
Классификатор составляется планово-договорным отделом при участии бухгалтерии и руководителей структурных подразделений.
28. Порядок группировки расходов на производство и реализацию работ, услуг ОАО «ххх» для целей управления является основой для разработки учетной политики по управленческому учету.
В ходе разработки бюджетов планово-договорным отделом и бухгалтерией определяются и выносятся на согласование Первого заместителя Генерального директора основные принципы группировки расходов.
Окончательный вариант порядка группировки расходов для целей управления на предстоящий финансовый год представляется на утверждение Генерального директора не позднее декабря т.г..
Начальник планово-договорного отдела
[/cu
t]