![]() |
|
![]() ![]()
![]() ![]() Идёт загрузка… ![]() Голосование:![]() Знаете ли вы, что такое Ассессмент?
|
Внедрение бюджетирования в 1С: Управление торговлей 8Статья была опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 февраль 2013.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. С ростом оборотов и операций у компании возникает необходимость автоматизировать процессы, и данные задачи позволяет исполнить программное обеспечение. Наиболее оптимально внедрение 1С: Управление производственным предприятием 8 (УПП) или 1С: Управление торговлей 8 (УТ).
Рассмотрим аспекты по внедрению 1С: Управление торговлей 8 (далее — 1С: УТ 8). Изначально бизнес-процессы по ведению бюджетирования выглядят так:
Сложность данного процесса связана с количеством операций и выставленных счетов, поэтому работа с данными в программе Excel — достаточно трудоемкая задача. В связи с этим во многих компаниях есть необходимость в автоматизации бюджетного процесса и переходе на программное обеспечение. В настоящее время самым недорогим является переход на 1С: УТ 8 (на рынке программных продуктов существуют два блока — УПП и УТ). Подсистема бюджетирования (далее — 1С: Бюджетирование) позволяет построить эффективную систему управления предприятием, которая основывается на планировании, анализе и контроле финансовых потоков и результатов. Ключевой элемент 1С: Бюджетирования — это финансовое планирование, которое включает в себя управление процессами:
Ведь бюджет — это план деятельности данного предприятия на установленный период, представленный в финансовой форме. Результатом бюджетирования является комплекс согласованных между собой финансовых планов:
Методология создания списка показателей для анализа и статьи бюджетов уникальны для каждого предприятия. Бюджеты составляются как на несколько месяцев, так и на более значительные промежутки времени (в случае стратегического планирования). Таким образом, можно сделать вывод, что 1С: Бюджетирование — это: 1) средство координации деятельности подразделений предприятия; 2) экономический прогноз; 3) основа для принятия решений по развитию предприятия; 4) контроль результатов деятельности предприятия. С помощью конфигурации реализуются следующие функции:
В системе не указываются подробности, которые не имеют серьезного значения для финансового планирования (подотчетные лица, расчетные банковские счета и т. д.). Даты можно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата. Также в 1С: Бюджетирование можно зафиксировать значения следующих аналитических разрезов:
Перед тем как приступить к внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8, необходимо провести следующие подготовительные работы: 1) разработка справочника соответствий статьей 1С: Бухгалтерия и бюджеты со стороны финансового департамента; 2) кодирование статей расходов в соответствии с кодами, применяемыми в 1С: УТ 8 (данная процедура позволит делать автоматические загрузки как плана, так и фактических данных, подтягиваемых из заявок на оплату); 3) предоставление плана работ по внедрению 1С: УТ 8 отдел IT готовит совместно с финансовой службой. В качестве наглядного примера ниже представлены справочники соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8 и план работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия) (табл. 1, 2 соответственно).
Для тестирования программы 1С: УТ 8 следует обращать внимание на правильность заполнения статей затрат при формировании заявки на оплату. Без данных условий расходы будут отражены некорректно, вследствие чего будут искажены фактические данные. В качестве примера рассмотрим рисунок «Заявка на оплату», в котором указана статья затрат. ![]() При внедрении и тестировании блока бюджетирования в 1С: УТ 8 следует уделить особое внимание специфике предприятия, ее финансовой структуре, а также описать бизнес-процессы. Описание бизнес-процесса позволит написать регламент по ведению бюджетирования в программе, а также инструкции пользователям. Пример регламента представлен ниже.
Описание бизнес-процесса «Ведение бюджета в 1С: УТ 8»Подразделения и должности сотрудников, участвующих в процессе:
Описание бизнес-процесса: 1. Финансовый департамент в лице финансового контролера готовит справочник с кодировками по ведению бюджета и рассылает форматы с кодами статей затрат начальникам департаментов (табл. 3).
2. Инициатор приносит в бухгалтерию счет на оплату, предварительно указав код статьи расходов. 3. Оператор 1С: УТ 8 при занесении данных по счету на оплату и формировании заявки на расходование денежных средств указывает трехзначный код статьи, предварительно сняв иерархию (данная операция позволит по коду статьи автоматическое заполнение департамента). 4. К концу дня специалист финансового департамента осуществляет выверку статей и выявляет отклонения плана от факта, на основании чего вносятся корректировки по целесообразности оплаты по данной статье. 5. После формирования заявки на оплату указывается статус (оплатить или не оплатить) и подписывается руководством в лице главного бухгалтера и руководителя финансовой службы. Подводя итоги внедрения программы 1С: УТ 8 в компании, можно выделить задачи, которые решаются при переходе на данную программу: планирование и контроль бюджетов по проектам и департаментам. Финансовый отдел организации в своей работе может оперировать несколькими бюджетами, например:
Для ввода в систему плановых данных по бюджетам используется документ «План бюджетов». Задание комплекса управляющих ограничений, позволяющих контролировать процесс планирования и исполнения бюджета, выполняется посредством документа «План лимитов бюджетов». С помощью данного документа можно:
Сводные данные бюджетирования по статьям представлены в «Отчете по бюджету». Для просмотра и анализа исполнения лимитов бюджетирования при формировании бюджетов можно использовать «Отчет по лимитам». Для просмотра и анализа одновременно двух версий предназначен отчет «Сравнение версий бюджета».
Финансовый анализПрименяя инструменты бюджетного планирования и средства анализа показателей бюджетов, специалисты финансового отдела могут грамотно спрогнозировать основные показатели организации, не допустить убытков и оценить риски. Финансовые отчеты в отличие от бухгалтерских более понятны руководству и при отсутствии в организации финансового директора значительно упрощают труд главного бухгалтера по предоставлению необходимой информации руководителю. Для формирования сводных аналитических отчетов и расчета аналитических показателей как запланированных, так и фактических результатов деятельности организации предназначен отчет «Финансовый анализ». Данный отчет позволяет проанализировать баланс с агрегированными данными, сгруппированными по степени ликвидности (активы) и степени срочности оплаты (пассивы), выполнить расчет финансовых аналитических коэффициентов по балансовым показателям, которые отражают финансовую устойчивость, а также ликвидность и платежеспособность организации. С помощью данного отчета можно также проанализировать показатели, характеризующие эффективность деятельности строительной организации по нескольким направлениям: эффективность использования основных производственных фондов; материальных ресурсов; трудовых ресурсов. Предусмотрено формирование отчета о прибылях и убытках, а также расчет финансовых показателей, характеризующих рентабельность деятельности, оборачиваемость денежных средств, деловую активность и финансовый цикл. Инструменты финансового анализа дополняет отчет «Факторный анализ». С помощью этого отчета выполняется расчет рентабельности собственного капитала и анализируются факторы, влияющие на нее. Аналитическая модель рентабельности собственного капитала позволяет сравнить несколько вариантов развития деятельности и выбрать наиболее оптимальный вариант. Для укрупненного сравнительного анализа данных по плановому и фактическому объему затрат по объектам строительства применяется отчет «Сравнение показателей по объектам строительства». Сравнение данных в отчете выполняется в разрезе статей затрат. Таким образом, при внедрении многофункционального решения 1С: Подрядчик строительства 4.0. Управление финансами строительные компании получают в одном пакете не только механизмы ведения бухгалтерского и налогового учета, но и мощные средства финансового анализа, инструменты составления бюджетов и управления финансовыми потоками.
ЗаключениеПроцесс внедрения бюджетирования в программу 1С: УТ 8 довольно трудоемкий и требует следующее: 1) регулярное тестирование фактических данных при занесении в бюджет; 2) постановка технических заданий для программистов с целью устранения программных ошибок при загрузке плановых и фактических данных; 3) службе финансового контроля — обеспечить правильность заполнения статей затрат в соответствии с принятыми кодами; 4) четкое описание бизнес-процессов и финансовой структуры компании с целью перехода на программный продукт; 5) проверка правильности занесения фактических и плановых значений в течение всего процесса перехода и не менее года после него, так как в рамках работы возможны искажения и недоработки.
А. Семенова, финансовый менеджер компании «МФТ-лайн» |
|
box@economist-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |