|
Голосование: Знаете ли вы, что такое Ассессмент?
|
Управляем дебиторской задолженностью эффективноСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 2 (128) февраль 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. В статье обобщен опыт работы с дебиторской задолженностью, описаны анализ и методика ранжирования контрагентов с целью отбора наиболее перспективных и благонадежных, предложены основные принципы выстраивания ценовых условий и расчета экономической эффективности на этапе составления договоров, рассмотрены правила постановки коммуникаций и выстраивания взаимодействий с контрагентами, приведены примеры и расчеты.
В последнее время все чаще высказывается предположение, что Россию ожидает очередной кризис в связи с низкими темпами роста ВВП, снижением официальных прогнозов экономического развития, волатильностью курса иностранных валют. «Стоит ли опасаться второй волны кризиса?» — задаются вопросом финансовые службы компаний. Опасения обоснованы, поэтому компаниям, нацеленным на успешное развитие, необходимо разрабатывать собственные антикризисные стратегии, в частности, стратегии по работе с дебиторской задолженностью. На практике дебиторская задолженность составляет значительную часть валюты баланса компании. Структурно ее размер в зависимости от вида деятельности колеблется в широком диапазоне: от 20 % для компаний производственной деятельности до 90 % для торговых компаний. В связи со значительностью данной суммы риск неплатежей по обязательствам может существенно отразиться на стабильности работы компании. Грамотно разработанная кредитная политика позволит оптимизировать денежный поток и оценить риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повысит ее стоимость и благосостояние собственников. Следовательно, целесообразно разработать кредитную политику, направленную на решение вопросов о том, кому предоставлять товарный кредит, на какой срок и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров необходимо определить:
Предоставлять или не предоставлять отсрочку платежа?Решение о предоставлении отсрочки платежа должно выноситься по результатам объективного анализа деятельности контрагента на основании его финансового положения и качества партнерских отношений. Анализ проводится по каждому контрагенту на постоянной основе. По результатам анализа каждому контрагенту присваивается категория качества обслуживания дебиторской задолженности (с 1-ой по 5-ую (табл. 1)).
Финансовое положение оценивается по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть определено как:
Партнерские отношения оцениваются на дату проведения анализа и могут быть определены как:
В соответствии с финансовым положением и состоянием партнерских отношений контрагенту присваивается категория качества (см. табл. 1):
Пример 1В качестве примера рассмотрим ОАО «ВСМПО-Ависма» (далее — контрагент). Данная компания является публичной, в связи с чем финансовая отчетность находится в открытом доступе. С целью определения категории качества выпишем интересующие нас показатели во вспомогательную табл. 2.
Согласно табл. 2 по состоянию на последнюю отчетную дату можно сделать выводы о финансовом положении контрагента. Размер заемных средств составляет 53 % валюты баланса, что не превышает нормативный показатель, равный 60 %. Кредиты и займы составили 37 %, что превышает нормативный показатель 30 %. Согласно рассматриваемой методике на основании отчетности за II полугодие 2013 г. финансовое состояние контрагента можно определить как среднее. Если в процессе деятельности отсутствовали факты просрочки и по условиям имеющихся договоров отсрочка платежа составляет менее 30 дней, контрагенту присваивается 2-я категория качества. Следовательно, необходим анализ на предмет увеличения отсрочки платежа и/или предоставления скидки. __________________
Время отсрочки платежа и размер предоставляемой скидки Решение о времени отсрочки платежа и размере предоставляемой скидки должно выноситься на основе расчета экономической эффективности (увеличение/уменьшение объема торговых отношений с контрагентом). В результате сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания приростной прибыли принимается решение в сторону изменения кредитной политики.
Расчет формулы определения приростной прибыли Приростная прибыль рассчитывается как разность выручки, полученной с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем. В рамках существующей финансовой политики эффективность деятельности компании оценивается по аналитическому показателю EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации, аренды, лизинга), в связи с чем увеличение выручки необходимо рассчитывать с учетом рентабельности по данному показателю: (V1 – V0) × R — положительная составляющая изменения кредитной политики. Затраты в виде замораживания средств рассчитываются как размер предоставленной дебиторской задолженности, умноженной на стоимость привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой процентной ставки привлечения кредитов/займов: Kd × (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая изменения кредитной политики. Затраты в виде предоставления скидки рассчитываются как произведение размера скидки на объем реализации в результате изменения кредитной политики: СК × V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики. В результате формула будет выглядеть следующим образом: (V1 – V0) × R – Kd × (ДЗ1 – ДЗ0) – СК × V1 > 0. Преобразуем ее. Сначала делим на V0: (V1 / V0 – 1) × R – Kd × (ДЗ1 / V0 – ДЗ0 / V0) – СК × V1 / V0 > 0, заменяем V1 / V0 на Kр: (Kр – 1) × R – Kd × (Kр × ДЗ1 / V1 – ДЗ0 / V0) – СК × Kр > 0; раскроем скобки: Kр × R – Kd × Kр × ДЗ1 / V1 – СК × Kр – R + Kd × ДЗ0 / V0 > 0; выделим множитель Kр: Kр × (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК) > R – Kd × ДЗ0 / V0; выделим неизвестный коэффициент Kр: Kр > (R – Kd × ДЗ0 / V0) / (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК); получаем искомую формулу. Kр > (R – Kd × ДЗ0 / V0) / (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК), где Kр = V1 / V0 — минимально необходимое увеличение объема реализации;V0 — годовой объем реализации до применения кредитной политики; V1 — годовой объем реализации в результате изменения кредитной политики; ДЗ0 — дебиторская задолженность до применения кредитной политики; ДЗ1 — дебиторская задолженность в результате изменения кредитной политики; R = EBITDAR / Выручка – Рентабельность; Kd — средневзвешенная ставка по заемному капиталу; СК — размер скидки. Рассмотрим пример расчета отсрочки платежа и размера предоставляемой скидки. Сначала необходимо определить собственные финансовые показатели, такие как рентабельность продаж по EBITDAR (прибыль до уплаты налогов, процентов, амортизации, арендных и лизинговых платежей) и средневзвешенная ставка по заемному капиталу. ОАО «ВСМПО-Ависма» (см. пример 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2013 г. были достигнуты следующие показатели:
Рассмотрим на примерах порядок расчетов, позволяющих определить целесообразность предоставления скидки.
Пример 2Контрагент просит об изменении условий контракта в виде увеличения срока отсрочки платежа с 30 до 60 дней. Следовательно, коэффициент ДЗ0 / V0 увеличится с 30 / 365 = 0,0822 до 60 / 365 = 0,1644. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для покрытия вновь образовавшейся дебиторской задолженности:
Как показывают расчеты, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 6,1%. ____________________ Пример 3Контрагент просит об изменении условий контракта в виде получения скидки в размере 2 %. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для компенсации потери прибыли:
Таким образом, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 19,2 %. __________________
Помимо описанного выше правила ранжирования контрагентов по категориям качества и приведенной формулы расчета экономической целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки также необходимо следовать простым правилам работы с дебиторской задолженностью. В идеале данные правила должны быть прописаны во внутренних документах компании, упоминаться на корпоративных тренингах и учитываться при материальном стимулировании сотрудников. Основные правила работы с дебиторской задолженностью:
Таким образом, совокупный анализ дебиторской задолженности, включающий правила ранжирования контрагентов, расчет экономической целесообразности, а также правила работы с дебиторами, позволит предприятию выработать рациональную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и оперативно среагировать на условия быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
Е. С. Голдобин, экономист |
|
box@economist-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |