Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенАндрей, Статус неизвестенCAKC, Статус неизвестенВладимир, Статус неизвестенСофья, Статус неизвестенАлина, Статус неизвестенЕлизавета, Статус неизвестенМазаева Роксана, Статус неизвестенTatyana.

Посмотреть все

Голосование:

Знаете ли вы, что такое Ассессмент?





RSS

Возможно ли начисление зарплаты ниже МРОТ?

Рубрика: Труд и заработная плата
Ответов: 32

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Андрей (гость)
Статус гостя неизвестенАндрей (гость)
dan0711982@rambler.ru
#16[3651] 8 мая 2009, 5:01
Я работая в поликлинике и получаю "чистый" доход 3840 руб. в месяц, должен ли я получать 4330 руб.? И должны ли вычитать 13% из МРОТ? А с больничными листами и вовсе проблема: болел 1 месяц (11.02.09-13.03.09)и за 2 меясяца получил "на руки" 2900 руб. Правильно ли это? Если можно с сылками на Закон,Приказы,ТК РФ
Андрей (гость)
Статус гостя неизвестенАндрей (гость)
DJLord76@mail.ru
#17[3915] 29 мая 2009, 11:21
Андрей, посмотрите по этой ссылке: http://forum.chelovek-zakon.ru/viewtopic.php?f=9&t=524&sid=81fe363b11bc01a9e698e2776ae1735f
Андрей (гость)
Статус гостя неизвестенАндрей (гость)
DJLord76@mail.ru
#18[3916] 29 мая 2009, 11:39
Андрей, посмотрите по этой ссылке: http://forum.chelovek-zakon.ru/viewtopic.php?f=9&t=524&sid=81fe363b11bc01a9e698e2776ae1735f
adventum (гость)
Статус гостя неизвестенadventum (гость)
ad-ventum@yandex.ru
#19[3926] 30 мая 2009, 15:07
Татьяна писал(а):
:) В сумму МРОТ включаются стимулирующие и компенсационные выплаты за работу в условиях,отклоняющихся от нормальных(сверхурочные,за работу в ночное время,выходные дни и т.д.)в т.ч. выплаты по районным коэф.и процентным надбавкам.ителей так же)
Ни слова не нашла об этом в ст.133.1 ТК. А ведь у нас именно так и происходит - все низкоразрядные бюджетники утратили ДВ И РК. С 1 по 8 разряд всем 4330. Насколько это законно? Больше смахивает на грабеж.
Марина (гость)
Статус гостя неизвестенМарина (гость)
marina_f5@mail.ru
#20[3953] 2 июня 2009, 15:06
а я статейку нашла, в ней пишут, что как раз таки работа в ночное время, выходные оплачиваются сверх МРОТ...http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a101771/187845.html - вот ссылочка...хотя, как мой директор говорит: "нормативки-то нет, а это всё лирика..." и все спорим, как же платить! вот согласно этой статейки получается, что если у меня уборщица на 1,5 ставки, то я ей плачу МРОТ(у нас 5629) + доплата за 0,5 ставки (1600)...т.е. в приницпе нормально у нее получиться! на деле же мы платим тока МРОТ...и на 0,5 ставки кто у нас - тоже получает копейки (в случае уборщицы - это 1600), а многие (некоторые организации) платят половину МРОТ, т.е. в нашем регионе это 2814,50...короче, разъяснений официальных нет, вот и работаем кто в лес, кто по дрова!!!
наталья (гость)
Статус гостя неизвестеннаталья (гость)
nvs3527@mail.ru
#21[3962] 2 июня 2009, 20:00
У нас то-же кто в лес, кто по дрова... Если, предположим, уборщица работая у нас по основной должности,получит 4330 и РК у нее внутри МРОт, то привлекаемый на общественные работы от центра занятости человек,на ту же должность получит 4330 и РК сверху! Кррасота.
Максим Безуглов
Статус неизвестенМаксим Безуглов
mmb9@mail.ru
Российская Федерация, Иваново
Написал 435 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 16 −
#22[3964] 2 июня 2009, 21:25

РЕФОРМА ОПЛАТЫ ТРУДА БЮДЖЕТНИКОВ: ЕТС,
БАЗОВЫЕ ОКЛАДЫ (СТАВКИ), "БЕЗБАЗОВАЯ" ОПЛАТА ТРУДА,
ЧТО ДАЛЬШЕ?

В.В. АРХИПОВ

Архипов В.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Проводимая в стране несколько лет подготовка к реформированию системы вознаграждения труда работников бюджетных учреждений должна завершиться 1 декабря 2008 г. повышением индивидуального размера оплаты их труда, продекларированным Правительством РФ. Устанавливаемое в соответствии с новыми системами оплаты труда вознаграждение за работу не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, но при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации. В этих целях расходы федерального бюджета в части оплаты труда работников и гражданского персонала увеличены на 30% для своевременной реализации запланированного введения новых систем оплаты труда.
Однако планируемый перевод работников, в том числе руководителей федеральных бюджетных учреждений, на новую систему оплаты труда вызывает у специалистов по трудовому праву серьезные опасения в возможности его реализовать в соответствии с требованиями трудового законодательства. Кроме того, Правительство РФ на ходу и в самый последний момент изменило правила этого перехода без учета мнения иных сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В связи с этим данная статья посвящена некоторым практическим вопросам, которые следует учитывать субъектам трудовых отношений, подпадающим под действие этой реформы.

Краткая история реформ оплаты труда в бюджетной сфере

Проводимые в России социально-экономические реформы 90-х годов прошлого века, вызванные переходом от административно-командной системы управления страной к рыночным отношениям, коснулись и системы оплаты труда работников бюджетных организаций. Существовавшая ранее система персональных окладов и окладов в пределах "окладной вилки" по различным причинам показалась малоэффективной, что повлекло ее реформирование. Для этого была введена в действие тарифная система оплаты труда, которая стала для всех работников бюджетной сферы единой тарифной системой (далее - ЕТС) вознаграждения за вложенный труд. Сейчас же вновь решено возвратиться к системе оплаты труда на базе окладов, но, прежде чем уяснить смысл нововведения и разницу в этих системах, рассмотрим вкратце сущность ЕТС.
Итак, в 1992 г. для работников бюджетной сферы была введена тарифная система оплаты труда, основанная на единой тарифной ставке (окладе), тарифной сетке и тарифных коэффициентах, т.е. ЕТС. Эта система применялась ко всем работникам независимо от характера труда - от рабочего до руководителя учреждения. Условия оплаты, предусмотренные ЕТС, распространялись на трудящихся здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других организаций, находящихся на бюджетном финансировании.
Действующая ныне ЕТС предусматривает 18 разрядов оплаты труда и соответствующие им тарифные коэффициенты. Так, для первого разряда установлен коэффициент 1,0, а для последнего, восемнадцатого, - 4,5. С повышением тарифного разряда увеличивался тарифный коэффициент и, соответственно, размер оклада (ставки) работника.
Нередко реализация этой системы оплаты труда на местах порождала трудовые конфликты, и выявленные в ней сложные вопросы приходилось решать на уровне Верховного Суда РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Определения Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 43-Г06-2 (по заявлению о признании недействующим абз. 2 ст. 6 Закона Удмуртской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Удмуртской Республики и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Удмуртской Республики"); от 30 июня 2005 г. N 35-РЗ; от 11 мая 2005 г. N 51-Г05-5 (по заявлению о признании частично недействующими Закона Алтайского края от 9 ноября 2004 г. N 37-ЗС "Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае" и Постановления администрации Алтайского края от 25 ноября 2004 г. N 610 "Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае"); от 3 августа 2005 г. N 58-Г05-21 (по заявлению о признании недействующими отдельных норм Постановления губернатора Хабаровского края от 19 января 2005 г. N 7 "О повышении тарифных ставок (окладов) работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета").

Особенно активная подготовка к переходу на новые системы оплаты труда началась после выхода в свет Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 605) и совещания у Председателя Правительства РФ 16 июня 2008 г. <2>. При этом применение ЕТС было рекомендовано до завершения реформы оплаты труда работников бюджетной сферы.
--------------------------------
<2> Председателем Правительства РФ были даны соответствующие поручения главам министерств и ведомств (Протокол совещания от 16 июня 2008 г. N ВП-П12-5пр).

Следует обратить внимание на содержащиеся в Постановлении N 605 термины "работник" и "оплата труда". Их применение означает, что в документе речь идет о лицах, чей труд регулируется правилами, изложенными прежде всего в законодательстве о труде, а также в иных нормативно-правовых актах, содержащих нормы трудового права (см. ст. 5 Трудового кодекса РФ). Однако в преамбуле данного Постановления, как и в иных его положениях, нет даже упоминания о трудовом законодательстве, а сделана оговорка о том, что это Постановление издано в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в ред. от 20 апреля 2007 г.).
В статье 4.1 этого Закона указано, что по решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от ЕТС. Таким образом, с учетом части 1 ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ действует правомерно, вводя новые системы оплаты труда для этой категории работников. Указанная статья Конституции РФ допускает издание Правительством РФ постановлений на основании и во исполнение, в частности, федеральных законов.
В статье 5 и иных нормах Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) как в кодифицированном основополагающем в сфере труда федеральном законе содержатся законоположения, помогающие понять особенности и уяснить правила перевода, в частности, работников федеральных государственных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда. К таким положениям относятся следующие требования:
- нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу, он применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс;
- постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Любые федеральные законы, содержащие какие-либо нововведения, связанные с правами и свободами человека и гражданина, могут их ограничивать только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Исходя из приведенных основополагающих правил, проанализируем законность изменения системы оплаты труда у данной категории работников с юридической точки зрения <3>.
--------------------------------
<3> Экономическая составляющая данных изменений должна подвергнуться анализу, прежде всего со стороны профсоюзных организаций в сфере образования, с которыми нововведения согласованы.

Прежде всего сам процесс перехода на новые системы оплаты труда видится весьма проблематичным. Трудности возникают главным образом в части соблюдения на местах правил, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, т.е. в закономерной реализации предусмотренных в Кодексе правовых последствий, связанных с изменением существенных условий трудового договора.
Рассмотрим процесс перехода на новые системы оплаты труда бюджетников на примере педагогического и иного персонала образовательных учреждений.

Введение новой системы оплаты труда
на примере образовательных учреждений

В Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (в ред. от 26 июня 2007 г.) отмечено: в стране в целом остается проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений. При этом сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостатка молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.
В подразделе третьем Федеральной программы "Социальная поддержка работников образовательных учреждений и других организаций системы образования" указано, что к иным мерам поддержки работников образовательных учреждений относится совершенствование ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в части оплаты труда работников образовательных учреждений.
Согласно статье 54 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 24 апреля 2008 г., далее - Закон об образовании) заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение им других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В свете планируемых реформ систем оплаты труда необходимо рассмотреть и смысл заложенного в статье 54 Закона об образовании указания на существование как исключительных случаев, так и оплаты работникам образовательных учреждений других работ по дополнительному договору.
Если трактовать понятие "законодательство России" в широком смысле этого слова, то в него следует включить и подзаконные акты. Как из статьи 54 Закона об образовании, так и из ряда подзаконных актов следует, что участвовать в образовательном процессе можно и без договора, а выполнять другие работы и обязанности - по дополнительному договору (безразлично какому, так как его вид (тип) и отраслевое предназначение законодателем не конкретизированы). В связи с этим оплата образовательной деятельности в пределах норм, установленных якобы в трудо-правовых актах (например, в пункте 2 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"), возможна и без договора. Возникает естественный вопрос: каким надлежащим образом должны быть оформлены правоотношения между учебным заведением и таким преподавателем, чтобы затраты на оплату его труда отнести на расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя? Данное Постановление ответа на этот вопрос не дает, а это вызывает глубокие сомнение в правомерности такого трудоустройства гражданина именно как педагогического работника, так как сводит выполнение трудовой функции к оказанию образовательных услуг по правилам гражданско-правового законодательства (ст. 779 ГК РФ). Следовательно, регулирование гражданско-правовых отношений не относится к нормотворческой компетенции как Минтруда России, так и его правопреемников и позволяет сделать вывод: указанным выше актом нельзя руководствоваться, как принятым с превышением полномочий, установленных этому министерству.
Тем не менее если с лицом, ищущим педагогическую работу, заключен трудовой договор, то оплата его труда регулируется правилами трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. подзаконных актов (ст. 5 ТК РФ в ред. от 28 февраля 2008 г.). Поэтому при отсутствии в специальном законе об образовании особых условий, регламентирующих оплату работников образовательных учреждений, действуют общие нормы трудового права, если в них нет оговорки об особенностях регулирования оплаты труда педагогических работников.
В главе 52 ТК РФ, посвященной особенностям регулирования труда педагогических работников, специальных правил об особенностях оплаты их труда нет. Не содержатся они и в нормах, определяющих порядок оплаты труда (раздел VI ТК РФ "Оплата и нормирование труда"), в которых к тому же нет специальных отсылок к иным актам национальной системы права. Поэтому на основании статьи 132 Кодекса заработная плата каждого работника должна зависеть только от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Любая дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 143 ТК РФ были внесены изменения, устанавливающие порядок действия системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, основанный на ЕТС.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Если стороны трехсторонней комиссии не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством РФ, а мнение сторон комиссии доводится до субъектов Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно части 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу части 1 ст. 56 Закона об образовании для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как отмечают специалисты в области образования, исключение из этого правила составляют руководители образовательных учреждений. По смыслу статьи 273 ТК РФ их работодателем является непосредственно учредитель (учредители) образовательного учреждения. Положение руководителя образовательного учреждения имеет еще одну особенность. В трудовых отношениях у него двойственное положение: с одной стороны, он является работником, с другой - непосредственным представителем работодателя <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Постатейный комментарий к Закону РФ "Об образовании" / Под ред. А.Н. Козырина и В.В. Насонкина // СПС "КонсультантПлюс".

Из части 3 ст. 12 Закона об образовании следует, что образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений). Федеральное государственное образовательное учреждение находится в федеральной собственности и финансируется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, учредителем, определяющим финансовую политику образовательного учреждения, является уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти в зависимости от направления образовательной деятельности конкретного учебного заведения.
С введением в действие Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ этот порядок был дополнен установлением окладов и отражен в новой редакции в статье 144 ТК РФ, но уже с охватом муниципальных учреждений. С этого момента у Правительства РФ появилась возможность устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам в отношении работников бюджетных учреждений.
В соответствии с этим в статье 144 ТК РФ уточнено: системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в государственных учреждениях субъектов Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп, которые обеспечиваются:
- федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
- государственными учреждениями субъектов Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Федерации;
- муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы представляют собой группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы, а также критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Между тем ни единого, ни специального квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к преподавательскому составу учебных заведений, до сих пор не издано. Это существенно затруднит выполнение на местах Приказа Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам".
Что же касается рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в нее входят представители профсоюзов, мнение которых должно быть учтено), то в настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г., в которых отражено, что введение новой системы оплаты труда в 2008 г. с профсоюзами согласовано. Однако здесь следует обратить внимание на следующее.
Во-первых, содержание трехстороннего решения, как это ни парадоксально прозвучит, состоит (без учета части 2 ст. 15 Конституции РФ об обязанности россиян соблюдать законы) из согласия его сторон соблюдать нормы Трудового кодекса РФ и положения Постановления N 605. Соответствующие положения Кодекса и Постановления буквально переписаны в протокол и прилагаемую к нему единую рекомендацию, утвержденную координаторами этой комиссии. Во-вторых, учитывая, что Постановление N 605 принято раньше, чем произошло согласование указанных выше рекомендаций, можно констатировать нарушение Правительством РФ порядка, установленного как в части 3 ст. 135, так и в части 4 ст. 144 ТК РФ. Нарушением является часть этих статей, где они обязывают учитывать Правительство РФ принятые комиссией рекомендации, а не наоборот, как произошло в рассматриваемом случае: трехсторонняя комиссия учла и утвердила содержание Постановления N 605.
Тем не менее в утвержденных трехсторонней комиссией рекомендациях отражено обещание Правительства РФ при формировании новой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, отличных от ЕТС, осуществить повышение достигнутого уровня оплаты труда. Каким образом это будет сделано и за счет каких средств, становится ясно из многочисленных актов, изданных министерствами и ведомствами. Например, в Методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. N 663) руководителям этих организаций "рекомендовано" подготовить штатные расписания с учетом оптимизации численности персонала. Иными словами, это должно быть достигнуто за счет сокращения штатов и увеличения объема работ у работников, оставшихся на рабочих местах, т.е. интенсификации труда.
В чем же заключается реформа системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании? Ответ на данный вопрос содержится в Постановлении N 605. Данный документ, как несложно заметить, принят на основании ранее согласованных с профсоюзом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г., в которых разъяснено, что вместо ЕТС вводятся новые системы оплаты труда. Они применяются для следующих категорий работников:
- работников и персонала бюджетных учреждений на основе, устанавливаемой коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими правила определения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров на основе, устанавливаемой в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом размер их заработной платы будет состоять из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. В свою очередь, должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение функций, для реализации которых создано учреждение. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России.
При расчете средней заработной платы руководителя учреждения учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установления ему должностного оклада. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя не учитываются. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определяется Минздравсоцразвития России.
Возникает закономерный вопрос: в чем состоит неэффективность системы оплаты труда по ЕТС? Ответ на него содержится, в частности, в Методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. N 663. Введение новой системы оплаты труда должно способствовать эффективности труда работников за счет оптимизации: набора исполняемых трудовых функций, сложности труда, интенсивности труда, результативности труда, а также увязки объема бюджетных ассигнований, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с упорядочением штатной численности работников, исходя из необходимости выполнения установленных федеральному бюджетному учреждению функций, задач и объемов работ. По всей видимости, перечисленных показателей невозможно было достичь с помощью экономических инструментов ЕТС.
Как следует из статьи 144 ТК РФ, установление базовых элементов системы оплаты труда работников бюджетных учреждений законодатель делегировал органам исполнительной власти - от федерального до муниципального. Однако конкретизацию и дифференциацию системы оплаты в рамках норм, установленных органами исполнительной власти, должны взять на себя коллективные договоры и иные социально-партнерские соглашения между работодателем и работниками, а также локальные нормативные акты, изданные в бюджетных учреждениях при согласовании их условий с действующим в них профсоюзом.
Здесь следует особо подчеркнуть: вводимая система оплаты труда для работников учреждений априори предопределяет характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и является на деле фикцией установления оплаты труда договорными методами.
Как уже отмечено специалистами, учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени, нежели работодатели реального сектора экономики, связаны предписаниями нормативных правовых актов. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере <5>.
--------------------------------
<5> См., например: Постатейный краткий комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2006.

Процедура перехода на новую систему оплаты труда

Тем не менее даже при пассивном отношении членов трудового коллектива к вопросу об определении конкретных нюансов системы оплаты труда на уровне их бюджетного учреждения им необходимо знать следующее.
Согласно статье 57 ТК РФ к обязательным и, следовательно, существенным условиям трудового договора и порожденного им трудового правоотношения относится определение по соглашению его сторон оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Поэтому указание о необходимости перевода работников бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда обязывает работодателя провести перевод, выполняя следующие требования, изложенные в Трудовом кодексе РФ.
1. Для заключения вновь или изменения коллективного договора, равно как и социального партнерского соглашения, необходимо выполнить (в большей или меньшей степени для разных ситуаций) требования раздела II ТК РФ "Социальное партнерство в сфере труда", содержащего 32 статьи и огромную массу организационных и процедурных норм. При этом коллективные договоры и соглашения, а также трудовые договоры не могут предусматривать условий, которые ограничивали бы права или снижали уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.
Кроме того, следует обратить внимание читателей на следующее: в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).
2. Для принятия вновь или внесения изменений в действующее Положение об оплате труда персонала учебного заведения необходимо выполнить требования как минимум статей 8, 12, 15, 22, 53, 56, 135, 371 и 372 ТК РФ. Причем на основании части 4 ст. 8 Кодекса нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Далее, следуя правилам части 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
3. Для внесения изменений в трудовой договор об оплате труда работника по новой системе потребуется выполнить правила статьи 72 Кодекса. Работодателю следует заключить соответствующее дополнительное соглашение с работником (в письменной форме), за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Одно из таких исключений содержится в статье 74 ТК РФ и связано с возможностью корректировки определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Если ввиду изменений в технике и технологии производства, структурной реорганизации производства и по другим причинам определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их корректировка по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Учитывая, что по своим признакам смена системы оплаты труда под изменение работодателем технологических условий труда явно не подпадает, следует определиться с тем, можно ли отнести ее к изменению организационных условий труда.
Итак, если основой ранее действовавшей системы оплаты труда была ЕТС, то для новой системы это базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Законодатель не дал специального для трудовых отношений определения понятия "организационные условия труда", поэтому правоприменителю, очевидно, придется искать его значение в толковых словарях русского языка, носящих нормативный характер, т.е. изданных Институтом русского языка РАН.
Обратившись к этому источнику, можно выяснить, что под организационными условиями труда (в рассматриваемом аспекте) следует понимать действия работодателя, направленные на налаживание, упорядочивание чего-либо для какой-либо социально-трудовой цели с помощью воздействия социально-экономических рычагов на итоги процесса труда. Причем доминирующую роль для включения в это понятие такого элемента, как система оплаты труда, играют, естественно, нормы ТК РФ (в статьях 57, 129, 132 и 135 изложены правила ее установления и изменения).
Итак, мы уяснили, что положения статьи 74 ТК РФ будут действовать в период смены системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, к которым относятся учреждения всех уровней народного образования, финансируемые за счет государственных средств. Поэтому о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора и о причинах таковых работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Кодексом.
Иные сроки и процедуры предупреждения предусмотрены Трудовым кодексом РФ, но касаются, в частности, работников, труд которых используется индивидуальным предпринимателем (ст. 306) либо религиозной организацией (ст. 344). Причем название уведомительного акта законодателем не конкретизировано, что допускает его любой организационный вид - от приказа и распоряжения до простого уведомления (здесь важен сам факт предупреждения).
Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой двухнедельного среднего заработка на основании части 3 ст. 178 Кодекса.
В случае, когда причины, указанные в части 1 ст. 74 ТК РФ, могут повлечь
Максим Безуглов
Статус неизвестенМаксим Безуглов
mmb9@mail.ru
Российская Федерация, Иваново
Написал 435 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 16 −
#23[3965] 2 июня 2009, 21:33
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2008 г. N 11080
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2007 г. N 818

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ВИДОВ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 N 739н)

В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544), приказываю:
(преамбула в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 N 739н)
Утвердить:
Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1;
разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 2.

Министр
Т.ГОЛИКОВА





Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
2. Выплаты за качество выполняемых работ.
3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
4. Премиальные выплаты по итогам работы.





Приложение N 2

РАЗЪЯСНЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.
При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.


Логично предположить, что другие надтарифные выплаты,установленные ТК РФ, такие как доплата за работу в ночное время, сверхурочную работу, за работу в выходные (праздничные) дни, за вредные условия труда (по результатам аттестации раб.мест) должны быть сверх МРОТ. Однако пока документов, подтверждающих этот тезис, не нашел.
Максим Безуглов
Статус неизвестенМаксим Безуглов
mmb9@mail.ru
Российская Федерация, Иваново
Написал 435 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 16 −
#24[3966] 2 июня 2009, 21:35
Вопрос: Включаются ли в МРОТ "северные надбавки" и районные коэффициенты, материальная помощь, оплата работы по внутреннему совместительству и каковы гарантии по оплате труда работников, работающих неполное рабочее время?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда), включая оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), должна быть с 1 января 2009 г. не менее 4330 руб.
Это следует из определения заработной платы (оплаты труда работника), данного в ст. 129 Трудового кодекса РФ.
Согласно ч. 1 указанной статьи заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие), не являются заработной платой и, следовательно, в минимальном размере оплаты труда не учитываются.
Если работнику установлено неполное рабочее время и он отработал его полностью, заработная плата не может быть меньше МРОТ, исчисленного пропорционально с учетом установленного времени работы.
Внутреннее совместительство - работа по отдельному трудовому договору в пределах установленной продолжительности рабочего времени совместителей.
Поэтому оплата работы по совместительству не учитывается в МРОТ по основному месту работы.
При этом, если совместитель работает на полную ставку (некоторым категориям, например медицинским работникам, разрешается работа по совместительству на полную норму рабочего времени), его заработная плата на работе по совместительству не должна быть меньше МРОТ, если в пределах половины нормы рабочего времени за учетный период - меньше МРОТ, исчисленного пропорционально с учетом установленного времени работы.

Н.З.Ковязина
Министерство здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
19.02.2009



ВИДИМО Я НЕ ПРАВ. А ЖАЛЬ
Максим Безуглов
Статус неизвестенМаксим Безуглов
mmb9@mail.ru
Российская Федерация, Иваново
Написал 435 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 16 −
#25[3967] 2 июня 2009, 21:37
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И МРОТ

С 1 января 2009 г. МРОТ установлен равным 4330 руб. В связи с переходом на новые системы оплаты труда наши читатели обращаются с многочисленными вопросами, в частности: должна или нет оплата труда превышать МРОТ с учетом стимулирующих выплат, а также при работе по внутреннему совместительству?

Что говорит трудовое законодательство о МРОТ?

Статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также как компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Минимальный размер оплаты труда является одним из видов государственных гарантий. В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени соответствующего месяца и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно Федеральному закону от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключено понятие минимального размера оплаты труда. С 1 сентября 2007 г. признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
В связи с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. При этом тарифные ставки, оклады (должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ. Однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Рассмотрим практические примеры по исчислению заработной платы до МРОТ.

Ситуация: доплата до МРОТ по основной работе

Пример 1. Художник по свету 8-го разряда Иванов А.Е. работает на 0,5 ставки (1466,5 руб.), кроме того, ему производятся следующие доплаты: 10% - за разрыв в работе более двух часов, 30% - за расширение объема работ.
В феврале был издан приказ, согласно которому за активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Иванову А.Е. выплачивается разовая премия в размере 1000 руб.
Как правильно начислить заработную плату?

--------------------------------------------T--------------T--------------¬
¦ Начисления ¦ I вариант ¦ II вариант ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Оклад ¦ 1466,5 руб. ¦ 1466,5 руб. ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Доплата 10% за разрыв в работе более двух ¦ 146,65 руб.¦ 146,65 руб.¦
¦часов ¦ ¦ ¦
¦(1466,5 руб. x 10%) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Доплата 30% за расширение объема работ ¦ 439,95 руб.¦ 439,95 руб.¦
¦(1466,5 руб. x 30%) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Доплата до МРОТ ¦ 111,9 руб. ¦ ¦
¦(4330 руб. / 2 - 1466,5 - 146,65 - 439,95) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Единовременная премия ¦ 1000 руб. ¦ 1000 руб. ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Итого начислено ¦ 3165 руб. ¦ 3053,1 руб. ¦
L-------------------------------------------+--------------+---------------

Стимулирующие выплаты согласно норме ч. 1 ст. 129 ТК РФ вместе с вознаграждением за труд образуют структуру заработной платы. Следовательно, правильным будет второй вариант начисления заработной платы работнику за февраль.

Ситуация: доплата до МРОТ по внутреннему совместительству

Пример 2. Петрова В.А. принята на работу уборщицей 1-го разряда в районный дом культуры. Ставка 1-го разряда составляет 1727 руб. Доплата до МРОТ равна 2603 руб. (4330 - 1727). С учетом доплаты зарплата по основному месту работы - 4330 руб.
В марте был издан приказ, согласно которому Петрова В.А. была принята в районный дом культуры дворником 1-го разряда по совместительству на 0,5 ставки с окладом 863,5 руб. В связи с этим возникает вопрос: нужно или нет производить доплату до МРОТ внутренним совместителям?
Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, в частности на условиях работы по совместительству, то применительно к таким случаям Трудовой кодекс не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже минимальной. В данной ситуации оплата труда производится пропорционально отработанному работником времени, поэтому оплата труда совместителей и прочих работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли минимального размера оплаты труда.
Следовательно, в нашем примере Петровой В.А. необходимо произвести доплату за работу по совместительству дворником в размере 1301,5 руб. (4330 руб. / 2 - 863,5 руб.).

Ситуация: источник доплат до МРОТ и отражение в учете

Пример 3. Фролова Н.М. принята на 0,5 ставки на должность контроллера-кассира 4-го разряда в МУ культуры "Центр досуга". Данная работа является для нее основной, источник финансирования - бюджет.
Зарплата Фроловой Н.М. за март, составившая 2165 руб., складывается из следующих начислений:
- 986 руб. - 0,5 ставки контроллера-кассира 4-го разряда;
- 295,8 руб. - доплата 30% за разрыв в работе более двух часов;
- 690,2 руб. - доплата 70% за сложность и напряженность;
- 193 руб. - доплата до МРОТ (2165 - 986 - 295,8 - 690,2).
В соответствии с изданным приказом с 1 марта Фролова Н.М. принята по совместительству на 0,75 ставки кассиром дискотеки 3-го разряда. При этом источником финансирования является предпринимательская деятельность.
За работу кассиром дискотеки Фроловой Н.М. были произведены следующие начисления:
- 1411,5 руб. - 0,75 ставки кассира 3-го разряда;
- 282,3 руб. - доплата 20% за работу в ночное время;
- 1553,7 руб. - доплата до МРОТ (4330 руб. x 0,75 - 1411,5 -282,3).
В связи с этим возникает вопрос: правомерно или нет производить доплату до МРОТ к зарплате, финансируемой из внебюджетных источников?
Следует обратить внимание, что нормами Трудового кодекса предусмотрено, что ежемесячные выплаты за полностью отработанное время не могут быть менее МРОТ, при этом источники финансирования не конкретизируются. Таким образом, Фроловой Н.М. необходимо производить доплату в размере 1553,7 руб. за счет того источника, в рамках какой деятельности осуществляется выполняемая сотрудницей работа, то есть за счет средств от приносящей доход деятельности.
В бухгалтерском учете организация должна сделать следующие записи в соответствии с п. п. 199 и 203 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н:

-------------------------------------T------------T------------T----------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Начислена заработная плата за счет ¦1 401 01 211¦1 302 01 730¦ 2165 ¦
¦средств бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Начислена заработная плата ¦2 106 04 340¦2 302 01 730¦ 3247,5 ¦
¦совместителю за счет средств от ¦ ¦ ¦ ¦
¦приносящей доход деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+------------+------------+-----------

Е.Л.Джабазян
Главный редактор журнала
"Оплата труда
в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
20.04.2009


татьяна (гость)
Статус гостя неизвестентатьяна (гость)
Klecova60@mail.ru
#26[4041] 10 июня 2009, 11:11
*HELP*
Цитата:
Цитата:
почему из моей минимальной заработной платы в 4300 вычитывают налог в 13%? Законно ли это?
Татьяна
Статус неизвестенТатьяна
Klecova60@mail.ru
Российская Федерация
Написал 87 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 0 −
#27[4042] 10 июня 2009, 11:59
Очень хотела бы с Вами познакомиться Татьяна (гость)!!! Еще вопрос имеется, почему мой электронный адрес указали??? И не 4300 а 4330 *RAGE*
Бэлла (гость)
Статус гостя неизвестенБэлла (гость)
#28[4150] 23 июня 2009, 16:30
Татьяна писал(а):
:) так я и говорю про вашу краевую администрацию а не про вашу бух-ю.ФЗ 54 от 20.04.07г.вносит изменения в в ТК РФ, месячная ЗП работника,отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ (ст.133.1 ТК РФ. В сумму МРОТ включаются стимулирующие и компенсационные выплаты за работу в условиях,отклоняющихся от нормальных(сверхурочные,за работу в ночное время,выходные дни и т.д.)в т.ч. выплаты по районным коэф.и процентным надбавкам.Доплату до МРОТ следует рассматривать по каждому труд.дог., пропорционально отработанному времени и объему работ (для внутренних и внешних совместителей так же)
Алексей И (гость)
Статус гостя неизвестенАлексей И (гость)
Ivanovleha@inbox.ru
#29[4207] 3 июля 2009, 13:18
Вообще если прочитать ТК РФ, если человек не отработал хотя бы 1 день в месяце (больничный, административный, устроился на работу не сначала месяца, уволился не отратботав весь месяц) то ему можно смело платить 100 рублей, и "гуляй-вася"? Какие правовые последствия этого? У нас в организации МРОТ выходит у многих сотрудников при условии получения премии (100%), а если человек отработал не весь отчетный период (уволился, устроился, согласно премиального положения) то зарплата выходит на много меньше МРОТа пропорционально отработанного времени, например за пол месяца 1100 рублей "грязными". Чем это черевато для руководителя?
Светлана
Статус неизвестенСветлана
Dolgova-sa@vlpost.ru
Российская Федерация, Волгоград
Написал 16 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 1 −
#30[4216] 3 июля 2009, 21:57
Алексей, а вы что хотели бы отработать меньше месяца и получить 4330? Премия квартальная, например, - это разовая выплата (сегодня есть - завсра нет) и она сверх МРОТ, а ежемесячная премия - входит в 4330, по крайней мере так было до новой системы оплаты.

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.



© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.