Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенЛяпустина Ирина, Статус неизвестенЕлена, Статус неизвестенАлександр, Статус неизвестенЕвгения, Статус неизвестенМарина, Статус неизвестенМыша.

Посмотреть все

Голосование:

Знаете ли вы, что такое Ассессмент?





Мошенничество с использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4(70) апрель 2009.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Мошенничество процветает на финансовом рынке. И хотя во многих странах имеются государственные регуляторы финансового рынка в лице центробанков и комиссий по ценным бумагам, которые разрабатывают правила торговли и средства защиты от мошенников, эти меры защищают инвесторов не всегда.

 

Отечественный финансовый рынок, несмотря на кризисные явления, развивается и будет развиваться в дальнейшем. Одни компании уходят с рынка, другие приходят на этот рынок. Заимствования денежных средств путем выпуска ценных бумаг в условиях рыночной экономики будет продолжаться. Поэтому будущие и настоящие инвесторы надеются, что их вложения и сбережения на финансовом рынке будут надежно защищены и государство будет успешно бороться с недобросовестностью финансовых институтов. Правительством РФ поставлена цель создания мирового финансового центра в России, работа которого также должна быть защищена от разного рода мошенничества, для чего необходимо совершенствовать законодательство в этом направлении.

Несмотря на ряд положительных тенденций, российский финансовый рынок не является эффективной системой и по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков, что существенно ограничивает его способность содействовать экономическому развитию нашей страны. Регулирование и развитие разных секторов отечественного финансового рынка слабо координируется. Российский финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности и качественных активов, находится под сильным влиянием спекулятивного капитала, подвержен безнаказанному мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка и не привлекателен для долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами совершаются на зарубежных торговых площадках, что обусловливает зависимость отечественного финансового рынка от зарубежных факторов. Поэтому для России глобальные или региональные финансовые кризисы представляют большую опасность, чем для стран с развитыми финансовыми рынками.

Существующая коррупция на российском финансовом рынке обусловлена отсутствием ряда законодательных актов, защищающих интересы инвесторов, а также неэффективностью государственного регулирования финансового рынка. В законодательной базе отсутствуют многие правовые акты, регулирующие предоставление полной информации о субъектах рынка и функционирование надежной учетной системы финансового рынка. Практически отсутствуют методы и средства противодействия инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком, а также предотвращения конфликта интересов инвесторов и руководства компаний. Недостаточная система контроля внутри фондовых бирж позволяет некоторым участникам торгов манипулировать ценами на акции. Государством не регулируется деятельность инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств. Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов

Мошенничество с использованием инсайдерской информация и манипулирование информацией по ценам на рынке ценных бумаг взаимосвязаны.

В соответствии с мировой практикой под манипулированием ценами понимаются умышленные действия участников финансового рынка, направленные на создание ложных представлений о рыночных ценах и уровне торговой активности. Манипулирование финансовым рынком — это недобросовестные действия по установлению искусственных цен на обращающиеся финансовые инструменты или искусственную активность такой торговли с целью изменения цены или ликвидности финансового инструмента для извлечения необоснованной выгоды. Подобные манипуляции призваны побудить инвесторов продавать или приобретать ценные бумаги и иные биржевые товары по заведомо нерыночным ценам. Проведение таких операций приводит к получению манипулятором или его партнерами незаконной прибыли. Таким образом, можно легально обмениваться финансовыми потоками, придавая сделкам полностью законный характер.

 

Это важно

Манипулирование рынком вытесняет свободную торговлю, искажает рыночную информацию, разрушает механизм справедливого ценообразования, исключает квалифицированное принятие решений инвесторами. В странах с развитыми финансовыми рынками манипулирование считается уголовным преступлением.

 

На западных рынках хорошо исследованы отдельные примеры недобросовестных рыночных практик. Так, на Западе считают, что операции с манипулированием информацией по ценам на фондовых биржах позволяют создать удобный механизм для прямого финансирования (даже без использования незаконных рыночных практик) организаций, связанных с терроризмом.

На российском финансовом рынке, как и на зарубежных, имеются коррупционные нарушения, такие как злоупотребление должностной властью, своим профессиональным или общественным статусом, положением на рынке, финансовыми ресурсами других участников финансового рынка с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц при выпуске, хранении, размещении или обращении финансовых инструментов или управлении их эмитентами.

Коррупционные нарушения имеют место со стороны как государственных чиновников, так и самих участников финансового рынка. Нарушения со стороны государственных чиновников — это предоставление определенным лицам, работающим на финансовом рынке, инсайдерской информации. Использование такой информации отдельными игроками на фондовом рынке позволяет им манипулировать ценами на ценные бумаги и получать нечестно заработанный доход, который потом делится с инсайдером.

 

Что такое инсайдерская информация и кто может быть инсайдером?

Инсайдерской информацией может быть служебная информация.

Служебная информация — это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и о выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Но в то же время не вся информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, относится к инсайдерской.

Можно выделить следующий основной признак служебной информации, которая может быть инсайдерской: это информация, которая не является общедоступной, возможность знакомиться с ней предоставлена только определенному кругу лиц в силу режима доступа, установленного в организации, и которая имеет ценность для участников рынка ценных бумаг.

В Кодексе корпоративного поведения участников финансового рынка указано, что инсайдерская информация — это важная, существенная информация о деятельности общества, об акциях и о других ценных бумагах общества и сделках с ними, в случае ее раскрытия она влияет на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества и в конечном счете на принятие инвесторами решения.

В случае с инсайдерской информацией эмитент обязан одновременно предпринимать меры для ее охраны, предотвращения ее незаконного использования до того, как она будет раскрыта, и ее скорейшего раскрытия. В отношении же служебной информации эмитент должен предпринимать меры для сохранения ее конфиденциальности

Но факт наличия инсайдерской информации еще не является нарушением и посягательством на отношения участников рынка ценных бумаг. Реализовать потенциальную опасность, скрытую в инсайдерской информации, можно при условии ее использования инсайдером.

 

Кто такой инсайдер и где его искать?

Инсайдер на рынке ценных бумаг — это человек, обладающий доступом к важной (ценной) информациеи и находящийся в преимущественном положении по сравнению с другими участниками (субъектами) рынка ценных бумаг.

Инсайдером можно назвать того, кому стала известна служебная (инсайдерская) информация.

В соответствии с российским законодательством к инсайдерам могут быть отнесены следующие лица органов управления эмитента и других организаций:

  • лица, в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, обладающие служебной информацией;
  • члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.

Законодательство запрещает лицам, располагающим служебной информацией, не только совершать сделки с использованием такой информации, но и передавать ее третьим лицам для совершения сделок. Отсюда следует, что противоправные действия выражаются в совершении сделки инсайдером лично на рынке ценных бумаг либо в предоставлении служебной информации третьим лицам для совершения сделок.

 

Пример 1

В России в качестве первого примера использования в 1994 г. инсайдерской информации чиновниками государственного учреждения можно считать историю с чековым инвестиционным фондом «Нефть-Алмаз-Инвест», у которого было около миллиона акционеров по всей стране. В 90-е гг. в стране творился чиновнический приватизационный беспредел. Только Госкомимущество РФ определяло, кому жить на фондовом рынке (Первый чековый фонд, чековые фонды «Альфа-Капитал», «Держава» и др.), а кого нужно закрыть, как это было с чековым инвестиционным фондом «Нефть-Алмаз-Инвест». В фонде на начало марта 1994 г. имелось в наличии около 800 тыс. приватизационных чеков, и он собирался участвовать в аукционе по приобретению акций «ЛУКОЙЛа» в апреле. Наличие такого количества ваучеров позволяло фонду купить приличное количество акций, что не устраивало многих.

Чтобы убрать крупный чековый инвестиционный фонд «Нефть-Алмаз-Инвест» из числа претендентов при проведении аукциона по продаже акций НК «ЛУКОЙЛ», Госкомимущество РФ, имея инсайдерскую информацию о наличии 800 тыс. приватизационных чеков в фонде «Нефть-Алмаз-Инвест» (фонд об этом сообщил) и возможном его участии в этом аукционе, организует в период подготовки к аукциону финансовую проверку компании.

В начале марта 1994 г. Была организована акция устрашения с участием представителей силовых ведомст (автоматчиков в камуфляже и масках). Предлогом послужила возможная продажа фондом этих ваучеров — российского достояния — какой-то английской фирме. Фактически произошел рейдерский захват фонда, и цели его были следующие: не дать фонду возможности участвовать в аукционе; сменить руководство; разорить (обанкротить) фонд, у которого уже было приличное количество акций нефтяных, металлургических, ювелирных компаний. Набег некоторые руководители Госкоимущества объясняли тем, что рекламируемая фондом доходность в 750 % годовых некорректна и вводит в заблуждение население. Но в то же время ставки по депозитам у банков были также высоки  — 200–250 % годовых (например, в Русском инвестиционном банке). Ставки фонда превышали ставки банков примерно в три раза. А что мы видим сейчас? Ставки некоторых ПИФов и ОФБУ также превышают ставки по депозитам более чем в три раза. И это считается вполне нормальным.

Устроив такую проверку, Госкомимущество РФ заблокировало участие фонда «Нефть-Алмаз-Инвест»» на несколько месяцев не только в аукционе по акциям «ЛУКОЙЛа», но и в других, и тем самым дало возможность участвовать в аукционах только определенным компаниям. В результате такой операции, проведенной государственными чиновниками, выгоду получили другие чековые фонды и сам «ЛУКОЙЛ», чьи акции приобрели только те, кому компания хотела их продать. А после окончания проверки фонда (через полгода) аукционы по крупным сырьевым и металлургическим предприятиям уже закончились, и эти 800 тыс. ваучеров пришлось вложить в нерентабельные предприятия.

В итоге комиссия Госкомимущества РФ так и не нашла криминала в действиях фонда «Нефть-Алмаз-Инвест», но назначила новое руководство, которое и обанкротило фонд.

Окончание примера

 

Проблема мошенничества с использованием инсайдерской информации имеет особое значение для России, где использование инсайда в отсутствие закона — норма для фондового рынка.

Подозрения в инсайдерской торговле возникали вокруг многих эмитентов, таких как «Газпром», РАО «ЕЭС России», ряд нефтяных компаний. Вовремя купив и затем вовремя продав акции, инсайдеры получают незаконным путем большие доходы. Такая же ситуация с использованием инсайдерской информации по государственным облигациям была перед дефолтом 1998 г. Те, кто знал, что будет объявлен дефолт, вовремя продали свои ГКО.

А в период объединения «ЮКОСа» с «Сибнефтью» в апреле 2003 г. еще за две недели до объединения объем торгов акциями «ЮКОСа» вырос в два раза по сравнению с торгами в марте, цены росли и достигли максимума за день до официального объявления о слиянии.

В России в 2006 и 2007 гг. имели место только два громких расследования, проведенные ФСФР, — манипулирование с акциями «Полюс-Золота» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Нарушители отделались небольшими штрафами.

Использование инсайдерской информации способствует несправедливому перераспределению доходов, так как то достаточно мощный рычаг управления и воздействия одной заинтересованной стороны на другую.

 

Это важно

Во многих странах инсайдерская торговля считается уголовным преступлением, поскольку нарушает принцип справедливого ценообразования и подрывает доверие инвесторов к финансовому рынку.

Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов.

 

Никакой ответственности за нарушение этих в действительности декларативных запретов для всех граждан и организаций в нашей стране не установлено.

Международные исследования показали, что принятие и использование законов о борьбе с инсайдерской торговлей и манипулированием финансовым рынком существенно улучшает состояние финансовой системы страны. Так, через пять лет после начала активного применения этих законов объем национального финансового рынка вырастает в среднем более чем на 50 %. Со снижением числа инсайдерских и манипулятивных сделок оценка стоимости компаний становится более точной, и у инвесторов-аутсайдеров появляется больше возможностей для адекватной оценки риска. Кроме того, наличие действующих законов против инсайдерской торговли и манипулирования рынком позволяет отнести страну к категории государств с регулируемым финансовым рынком, что снимает многие ограничения, налагаемые на инвестиционную деятельность крупных иностранных инвесторов законодательствами их стран, повышает кредитные рейтинги страны, улучшает инвестиционный климат, усиливает конкурентоспособность национального финансового рынка.

 

Меры ответственности для преступивших закон инсайдеров

В феврале 2009 г. вышел Федеральный закон № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон ”О рынке ценных бумаг” в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг»*. Изменения, внесенные в Кодекс, направлены на предотвращение различного рода мошенничества.

Этим законом за нарушение правил использования служебной информации предусмотрена определенная ответственность различных лиц, как физических, так и юридических.

Несанкционированная передача информации третьим лицам даже без последующего ее использования на рынке ценных бумаг уже дает основание для привлечения к ответственности за нарушение инсайдером режима использования служебной информации.

 

Это важно

В отличие от многих зарубежных стран, где использование инсайдерской информации грозит привлечением к уголовной ответственности, в российском законодательстве за нарушение правил использования служебной информации предусмотрено только привлечение к административной ответственности.

 

Основанием для привлечения к административной ответственности может быть использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а также передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам.

Нарушителям, признанным виновными в совершении правонарушения по указанной статье, до последнего времени грозило наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. Совершенно очевидно, что суммы потенциальных доходов инсайдеров от использования информации значительно превосходят максимальную сумму штрафа, предусмотренную КоАП РФ.

Такие незначительные штрафные санкции, налагаемые на инсайдеров, не могли предотвратить использование инсайдерской информации, так как доходы от использования такой информации во много раз превышают штрафы.

Действующие санкции были малозначительны и не могли оказать серьезного воздействия на правонарушителей. При этом нарушителями выступают финансовые компании, обладающие большими денежными ресурсами, эмитенты, привлекающие средства инвесторов, а также должностные лица разных компаний.

Пока же в средствах массовой информации мы видим только единичные случаи раскрытия мошенничества с инсайдерской информацией. Случаев привлечения людей к ответственности за использование служебной информации не было. В связи с этим нет сложившейся судебной практики воздействия на инсайдеров по таким делам.

 

Это важно

ФСФР внесло предложение, а Правительство РФ одобрило поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, вводящие уголовную ответственность за использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на фондовом рынке. Предлагается следующее: за хищение акций — до шести лет лишения свободы, за незаконное ограничение прав акционеров — до пяти лет, за нарушение порядка учета — от двух до шести лет. Предполагается, что столь суровое наказание поможет остановить рейдерские захваты.

 

Рейдеры также снизят активность, так как поломаются рейдерские схемы, которые позволяли проводить «собрания акционеров», не поставив их в известность и нарисовав фальшивый протокол прошедшего собрания.

До сих пор за хищение акций лица, совершившие такое хищение, несли гражданско-правовую ответственность.

 

Пример 2

В 2005 г. Президиум ВАС РФ постановил взыскать 11 млн руб. за 143 тыс. акций ОАО «Сибнефть» (сейчас «Газпромнефть»), похищенных у акционера с помощью подделанной доверенности, и 3,84 млн руб. упущенной выгоды в виде недополученных дивидендов по акциям. В 2007 г. Арбитражный суд г. Москвы решил взыскать убытки в размере 3,1 млн руб. с «Транснефти» в пользу бывшего акционера, лишившегося акций в 2003 г. Он владел 48 привилегированными акциями, которые в 2003 г. были списаны с его счета в реестре по поддельному свидетельству о праве на наследство. А в октябре 2007 г. Арбитражный суд г. Москвы решил взыскать рекордную сумму 24 млн руб. в пользу акционера «Газпрома».

 

С вводом нового закона ответственность различных групп лиц повышается. Так, например, использование служебной информации на рынке ценных бумаг для заключения сделок лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей, а также передачу этой информации для совершения сделок третьим лицам гражданские лица штрафуются на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб., должностные лица — от 30 000 до 50 000 руб. или подвергаются дисквалификации на срок до двух лет, для юридических лиц — штраф от 700 тыс. руб. до 1 млн руб.

Целесообразность увеличения размера штрафов обусловлена недостаточностью размера административных санкций и их несоразмерностью общественной опасности нарушений на финансовом рынке.

Рассматривает дела об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, то есть ФСФР РФ.

В то же время, если внутри организации выявлены факты передачи сотрудниками инсайдерской информация третьим лицам, вне зависимости от того, используется она в последующем для заключения сделки или нет, это является нарушением установленного в организации внутреннего порядка доступа и использования служебной информации. В этом случае к инсайдеру могут быть применены меры в соответствии с нормами трудового законодательства за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Работодатель в таких случаях по своей инициативе вправе расторгнуть трудовой договор за разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Помимо ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, за разглашение коммерческой информации без согласия ее владельцев возможно привлечение виновного лица к уголовной ответственности в рамках ст. 183 УК РФ.

Нужно учитывать, что запрет на использование инсайдерской информации (заключение на ее основе сделок или ее передача третьим лицам) обычно устанавливается во внутренних документах компаний эмитентов (внутренней службой контроля).

Кроме того, Кодексом корпоративного поведения в договорах эмитентов с лицами, оказывающими юридические, консультационные и другие услуги (например, аудиторы, андерайтеры) и имеющими в связи с этим доступ к инсайдерской информации эмитентов, должны быть отражены меры за использование инсайдерской информации. Это касается также членов совета директоров, генерального директора, членов правления общества. В качестве одного из условий обязательным для перечисленных лиц в договорах с ними должен быть пункт о неразглашении конфиденциальной и инсайдерской информации.

Нельзя забывать и о гражданско-правовой ответственности, которая наступает согласно положениям ГК РФ об ответственности за причинение вреда и нарушения договорных обязательств, связанных с неразглашением сторонами конфиденциальной информации, ставшей им известной в рамках исполнения договора. Обязанность возместить причиненные убытки возлагается как на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), так и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Свежий пример — разглашение в средствах массовой информации Украины условий договора между российским «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины в 2009 г. Пока виновные не найдены.

В западной юридической практике для борьбы с манипулированием информацией и инсайдерством на рынке ценных бумаг существуют специальные законодательные акты, вводящие определения перечисленных правонарушений и устанавливающие механизмы их недопущения и выявления. Прежде всего, это создание полноценной государственной системы мониторинга сделок на рынке ценных бумаг. В ее рамках уполномоченные государственные органы получают возможность проводить соответствующие расследования по подозрительным сделкам, выявлять конечных правообладателей и анализировать экономическое содержание подозрительных операций.

В России такой системы мониторинга практически не существует, поэтому злоупотребления и нарушения в этой сфере получили широкое распространение. Обеспокоенность вызывает и возможность использования государственными служащими и иными должностными лицами служебной информации в корыстных личных целях. А это открывает широкие возможности для коррупции, чиновничьего произвола.

Вышедший закон уточняет составы правонарушений на финансовом рынке. Так, эмитентов могут наказать за неисполнение порядка и сроков раскрытия информации о предприятии на сумму до 1 млн руб. В законе предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о порядке созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников ООО и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестфондов, за незаконную выдачу либо обращение документов, удостоверяющих обязательства, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, за нарушение требований законодательства о хранении документов.

В качестве ответственных лиц наряду с должностными лицами могут выступать члены совета директоров, наблюдательных советов, правлений дирекций, счетных и ревизионных комиссий.

 

Это важно

  1. За манипулирование ценами на рынке ценных бумаг для граждан установлен штраф от 3 до 5 тыс. руб., должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб. и дисквалификация до одного года, для юридических лиц — штраф от 700 тыс. руб. до 1 млн руб.
  2. За нарушение хранения документов штраф физическим лицам от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб., юридическим — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
  3. За нарушение принятого порядка эмиссии ценных бумаг, а также проведения собраний акционеров штраф для  граждан от 2 тыс. до 4 тыс. руб., должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб., юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.
  4. За нарушение порядка перевода прав на ценные бумаги физическим лицам штраф от 5 до 10 тыс. руб., юридическим — от 300 до 500 тыс. руб.
  5. За нераскрытие информации на рынке ценных бумаг для физических лиц штраф от 20 до 30 тыс. руб. и дисквалификация до двух лет, для юридических — от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.
  6. При нарушении брокером требований по маржинальным сделкам штраф от 20 до 30 тыс. руб. и дисквалификация до одного года, юридическим лицам — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

 

В законе предусмотрены санкции и за манипулирование ценами на биржевых торгах. Участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг и владельцы ценных бумаг, не вправе в отношении ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовых биржах и (или) иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, манипулировать ценами на рынке и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, об эмитентах эмиссионных ценных бумаг, о ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

На организованных (биржевых) торгах, когда сделки заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, и не раскрывается информация об участниках сделок, манипулированием ценами считается:

  • распространение через средства массовой информации (в том числе электронные) и информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет) или любым иным способом ложных либо вводящих в заблуждение сведений, оказывающих влияние или способных оказать влияние на спрос и (или) предложение на ценную бумагу, цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой;
  • совершение на организованных торгах сделок с ценными бумагами по цене имеющей существенное отклонение от цены соответствующей ценной бумаги, сложившейся на организованных торгах в тот же день, при условии, что сделки были совершены от имени и за счет лиц, между которыми существовало предварительное соглашение (договоренность) о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущей цены;
  • если одновременно либо последовательно в течение торгового дня выставляются две или более заявки противоположной направленности за счет одного и того же лица, в которых цена покупки ценной бумаги выше цены (либо равна цене) продажи такой же ценной бумаги, считается, что эти сделки направлены на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов;
  • неоднократное в течение торгового дня совершение двумя или более участниками торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента двух или более сделок с ценными бумагами (сделок, в которых каждый из участников торгов выступает и в качестве покупателя, и в качестве продавца одной и той же ценной бумаги по одинаковой цене и в одинаковом количестве), которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели хотя бы для одного из участников торгов (либо их клиентов), а также выдача клиентом одному или нескольким участникам рынка поручений (распоряжений) на совершение в его интересах двух или более сделок с одной и той же ценной бумагой, в которых покупатель и продавец действуют в интересах клиента при совершении сделок;
  • неоднократное в течение торгового дня выставление участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, имеющих наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи, в результате чего совершаются или могут совершаться сделки, приводящие к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги, если соответствующие заявки на покупку или продажу от иных участников торгов, не участвующих в совершении сделок с указанным участником торгов, не оказывают существенного влияния на цену ценной бумаги;
  • неоднократное неисполнение участником торгов обязательств по сделкам с ценной бумагой, заключенным в течение торгового дня в собственных интересах либо за счет клиентов, если заключение указанных сделок привело к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги при условии, что сделки, заключенные без участия указанного участника торгов, не оказывают существенного влияния на цену ценной бумаги;
  • совершение в течение торгового дня в интересах одного и того же участника торгов или за счет одного и того же клиента сделки (сделок) с ценными бумагами, которая (которые) не имеет (не имеют) очевидного экономического смысла или очевидной законной цели и в результате исполнения обязательств по которой (которым) не меняется владелец ценных бумаг;
  • выставление участником (участниками) торгов заявок на совершение сделок по покупке или продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет, от имени клиента и за счет клиента или в качестве управляющего за счет средств учредителя управления, которые направлены на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего заключаются сделки, направленные на поддержание цены на ценные бумаги на уровне, не соответствующем текущей цене;
  • совершение участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента сделок или выставление заявок на совершение сделок по покупке или продаже ценных бумаг в течение периода, определенного нормативными правовыми актами ФСФР, которые оказывают существенное влияние на цены.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг вышеуказанных действий является основанием для приостановления действия (аннулирования) выданной ему лицензии, а также для применения иных санкций, предусмотренных законодательством РФ.

В случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, ФСФР проводит проверку указанных фактов в порядке, установленном законами РФ и нормативными правовыми актами ФСФР. По результатам проведенной проверки и с учетом объяснений указанных лиц ФСФР выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, и (или) о приостановлении действия (об аннулировании) лицензии, выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, совершившему манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, или о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

Решение ФСФР о приостановлении действия (об аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении 15 дней с даты его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае оспаривания указанного решения в суде — с даты вступления в законную силу решения суда.

В. Зверев, 
консультант АУВЕР, канд. экон. наук


© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.