Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенЛяпустина Ирина, Статус неизвестенЕлена, Статус неизвестенАлександр, Статус неизвестенЕвгения, Статус неизвестенМарина, Статус неизвестенМыша.

Посмотреть все

Голосование:

Знаете ли вы, что такое Ассессмент?





Закон о торговле: договорной и ценовой аспект

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 10 (88) октябрь 2010.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

 

Положения закона о торговле распространяются на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.

Под торговой деятельностью (далее также — торговля) в данном случае понимается вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров.

 

К сведению. Оптовой торговлей считается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для продажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

 

Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данные определения в Федеральном законе № 381-ФЗ позаимствованы из ГК РФ (ст. 492, 506).

Одним из основных положений, закрепленных в Федеральном законе № 381-ФЗ, являются договорные отношения между поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами торговой деятельности, с которыми непосредственно связано и ценообразование. Остановимся на этих вопросах.

В соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ цена договора поставки продовольственных товаров между данными хозяйствующими субъектами устанавливается по согласованию сторон. При этом в цену может включаться вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту при осуществлении им торговой деятельности при условии приобретения определенного количества продовольственных товаров.

Размер вознаграждения согласовывается сторонами договора, который не может превышать 10 % от цены приобретаемых продовольственных товаров.

Вознаграждение включается в цену договора, но не должно учитываться при определении цены продовольственных товаров.

Не предусмотрена выплата вознаграждения, если приобретаются социально значимые продовольственные товары, перечень которых установлен Правительством РФ.

Кроме того, в цену договора не могут включаться иные виды вознаграждения за исполнение условий договора и (или) его изменение.

 

Обратите внимание! Таким образом, Федеральный закон № 381-ФЗ допускает лишь один вид вознаграждения (бонуса) за определенный размер приобретенного товара хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Другие виды премий, бонусов и скидок могут предусматриваться при заключении отдельных договоров.

 

Так, хозяйствующие субъекты при осуществлении торговой деятельности вправе оказывать услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетинговые и другие услуги по продвижению продовольственных товаров на основании договоров возмездного характера. Однако не должно быть никакого принуждения к заключению таких договоров.

 

Обратите внимание! Следует отметить, что вознаграждения за приобретение определенного количества товара являются по сути дела премией (скидкой) и в соответствии с НК РФ включаются во внереализационные расходы.

 

В связи с тем, что предусмотренные Федеральным законом № 381-ФЗ изменения в отношении премий, бонусов при заключении договоров связаны с налоговыми последствиями, не исключено усиление налогового контроля за заключенными договорами поставок товаров и размеров вознаграждения со стороны налоговых органов.

Все ранее заключенные договоры в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ следовало пересмотреть до 31.06.2010. На это указывал неоднократно в своих письмах и Минфин России.

Вновь заключенные договоры с 01.02.2010 должны соответствовать требованиям Федерального закона № 381-ФЗ.

До вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ договоры заключались на основе гражданского права. Так, в соответствии со ст. 421, 422 ГК РФ продавец и покупатель вправе предусмотреть в договоре купли-продажи любые условия, не противоречащие закону и иным правовым актам, действующим в момент его заключения, в том числе условия, при выполнении которых покупателю предусматривается премия. Так, в договорах поставки продовольственных товаров и дополнительных соглашениях к ним учитывались скидки и бонусы за выполнение определенных условий договора (за объем покупок, своевременную или долгосрочную оплату товаров, приобретение товара на определенную сумму и т. д.).

Кроме того, могла предусматриваться плата за «вхождение» продавца в торговую сеть, размещение его в магазинах. Такие расходы можно было учитывать для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, в частности, в расходах на рекламу в размере не более 1 % выручки от реализации.

Однако учесть эти расходы возможно было, если:

  •  отношения между сторонами договора были оформлены специальными соглашениями;
  •  хозяйствующие субъекты розничной торговли «работали» на поставщика товаров (старались привлечь внимание покупателей к тому или иному товару).

Соглашения могли быть составной частью договора за предоставленные услуги или в виде отдельного договора (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-03-06/1/366).

Далее, по мнению Минфина России, в расходы для целей налогообложения прибыли не могла включаться плата покупателю за заключение договора поставки, поставку товаров во вновь открывшиеся магазины, включение товара в ассортимент магазина, так как данные операции не связаны с деятельностью продавца товаров (письмо Минфина России от 17.10.2006 № 03-03-02/247).

Однако несколько иная позиция была по данному вопросу у судов (Постановления ФАС Московского округа от 07.05.2009 № КА-А40/3920-09, 13.07.2009 № КА-А40/6440-09, 18.12.2009 № КА-А40/1463-09 и т. д.). Решения судов по этому вопросу сводились к тому, что можно учитывать в полном объеме расходы в виде вступительного взноса за поставку товаров в магазин, по приобретенной выкладке товара в связи с тем, что данные расходы связаны с производственной деятельностью поставщика, а следовательно, могут быть включены в состав прочих расходов.

 

Обратите внимание! В соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ хозяйствующие субъекты при организации и осуществлении торговой деятельности могут самостоятельно определять цены на продаваемые товары. Однако если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 % и более, то Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на территории данных субъектов РФ.

 

Ценовой мораторий не может быть установлен на срок, превышающий 90 календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством РФ.

В этой связи следует остановиться на принятом Постановлении Правительства РФ от 15.06.2010 № 530 (далее — Постановление № 530), которым утверждены:

  • правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
  • перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
  • перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Предложения об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары подготавливаются Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Анализ проводится на основании оценки данных Федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам РФ, представляемых Росстатом, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 %. Кроме того, учитывается информация хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов РФ.

Минэкономразвития России по результатам проведенного анализа вносит в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ, в котором указываются наименование продовольственных товаров, предельный уровень розничных цен и сроки их действия.

В Постановлении № 530 указан перечень отдельных видов социально значимых товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В этот перечень вошли 24 позиции социально значимых продовольственных товаров (мука пшеничная, отдельные виды хлеба, мясо (кроме бескостного), говядины, свинины, баранины, куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, картофель, яблоки и т. д.).

 

К сведению. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту при осуществлении им торговой деятельности не допускается выплата вознаграждения, значительно уже. Сюда вошли мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров по ГОСТ Р 52702-2006);молоко питьевое пастеризованное жирностью  2,5–3,2 % по ГОСТ Р 5290-2003; хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ 52961-2008; хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки по ГОСТ 52462-2005. При этом следует отметить, что для всех этих групп товаров предусмотрен срок годности, который составляет менее 10 дней.

 

В соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ субъекты торговой деятельности не могут навязывать поставщику условия:

  •  по снижению цены. В данном случае речь идет об уровне цены, который не превысит минимальную цену продажи таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами при осуществлении аналогичной деятельности;
  •  запрещающие заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или же иных условиях, внесение платы за поставку продовольственных товаров в функционирующие или вновь открываемые торговые объекты, за изменение ассортимента продовольственных товаров; об ответственности за неисполнение обязательств о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов при осуществлении аналогичной деятельности.

Торговые организации должны обеспечить своим поставщикам товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора. Сведения размещаются на сайте торговой сети в Интернете или предоставляются продавцу безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения от него запроса.

Субъектам торговой деятельности, торгующим через торговые сети, и поставщикам товаров в торговые сети запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, в котором содержатся элементы договора комиссии.

Федеральным законом № 381-ФЗ предусмотрены и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области ценообразования. Так, этим органам запрещается диктовать цены хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставку товаров и продажу товаров в торговой сети. Исключение составляют случаи, когда органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом государственного регулирования цен на такие товары.

В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения. Эта функция возложена на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли. Так, на сайте этого органа и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ обязательно должна размещаться информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров. Ее обновление предусмотрено не реже чем один раз в квартал.

С момента вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ прошло мало времени, поэтому еще нет объективной оценки его применения на практике. Вместе с тем на страницах печати высказываются различные мнения о данном законе. Так, председатель Общества защиты прав потребителей М. Аншаков считает, что закон о торговле в новой редакции не учитывает интересы потребителей, он как не работал, так и не работает. В этом законе предпринята попытка «ввести регулирование отношений между производителями и поставщиками, с одной стороны, и ретейлерами — с другой».

 

К сведению. Другого мнения о Федеральном законе № 381-ФЗ придерживается ФАС, который предлагает распространить действие этого закона и на непродовольственные товары. Такое предложение обусловлено тем, что не должно быть разных условий деятельности у одних и тех же юридических лиц, занимающихся торговой деятельностью продовольственными и непродовольственными товарами.

 

Однако это предложение пока не нашло поддержки со стороны Минпромторга России и Минэкономразвития России, так как новые правила Федерального закона № 381-ФЗ только начали действовать и обсуждение дополнений к ним преждевременно. К тому же должен быть объективный анализ действия данного закона на практике.

Представители непродовольственных сетей считают, что распространение Федерального закона № 381-ФЗ на непродовольственную торговую сеть не приведет к каким-либо изменениям на рынке, что можно объяснить следующим:

  • уровень конкуренции в непродовольственном секторе экономики гораздо выше, чем в продовольственном. Так, по данным Минпромторга России, доля крупнейших сетей России в сегменте продуктов питания составляет 11 %, одежды — 1,4 %, текстиля — 0,5 %. Исключение составляют сектор бытовой техники и другой электроники, где доля пяти крупнейших российских сетей — 68 %, а также сектор мобильных телефонов и сотовой связи, в котором пять крупнейших ретейлеров занимают 82 % рынка;
  • большинство магазинов одежды являются одновременно производителями, поставщиками и продавцами;
  • непроизводственные товары имеют значительно больше подсегментов и ограничивать каждый из них будет проблематично.

 

В свою очередь, депутаты Госдумы предложили поставщикам товаров подготовить и направить в Правительство РФ проект универсального договора, который должен быть обязательным для применения всеми ретейлерами. Этот договор должен перекрыть торговым сетям «лазейки», имеющиеся в законодательстве при составлении типовых договоров.

По мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и Госстроительству И. Яровой, одного из авторов Федерального закона № 381-Ф3, типовые договоры должны оформлять производители продуктов питания, а не торговые сети, как это делается в настоящее время. Она заявила, что этот вопрос уже прорабатывается депутатами и участниками рынка. Проект договора может быть представлен на рассмотрение Правительства РФ после представленного отчета ФАС России о договорной практике торговых сетей. Представители сетевых магазинов типовые договоры считают антирыночным механизмом, в связи с чем будут препятствовать их введению.

 

К сведению. По мнению ряда аналитиков, Россия для ретейлеров становится менее привлекательной страной и не последнюю роль здесь играет Федеральный закон № 381-Ф3, создавший негативную информационную атмосферу вокруг розничной торговли.

 

Некоторые ретейлеры уже покинули российский рынок (французская сеть «Carrefour» и турецкая «Ramstore». По мнению руководства «Carrefour», в России нет перспектив органического роста и возможностей стать лидером рынка в кратко- и среднесрочной перспективе (для справки: «Carrefour» является вторым по величине ретейлером в мире после «Walt-Mart»).

Возникает вопрос, насколько будет эффективно применение Федерального закона № 381-Ф3 на практике? Ответ на этот вопрос дает русская пословица: поживем — увидим.

 

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РГТЭУ, канд. экон. наук

 

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.