Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

Голосование:

Знаете ли вы, что такое Ассессмент?





Составляем Бюджет налогов и сборов

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 7 июль 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Что такое Бюджет налогов и сборов?

Какие данные нужны для того, чтобы сформировать корректный Бюджет налогов и сборов?

Как сформировать бюджет налогов и сборов?

 

Растут налоговые обязательства, ужесточается процесс налогового администрирования, и все больше компаний составляют Бюджет налогов и сборов. Без рассчитанной обоснованной величины налоговых обязательств невозможно вывести корректный финансовый результат, посчитать кредиторскую нагрузку, оценить платежеспособность предприятия. Как и всякий финансовый отчет, Бюджет налогов и сборов имеет свои особенности формирования. Рассмотрим их.

Что такое бюджет налогов и сборов

Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.

Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.

Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.

Особенности бюджета налогов и сборов:

• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;

• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;

• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;

• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.

 

В бюджет налогов и сборов предприятия включили:

• расчет земельного налога;

• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.

Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.

Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.

А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.

 

Преимущества Бюджета налоговов и сборов

 

На основе бюджета продаж и бюджетов расходов компании была рассчитана прогнозная прибыль организации на будущий финансовый год — 5 550 250 руб. Соответственно, прогнозная величина налоговых обязательств по налогу на прибыль составит:

5 550 350 руб. × 20 % = 1 110 050 руб.

При этом в отдаленных планах руководства (после прогнозного периода) — ремонт производственного здания компании, стоимость которого — не менее 5 млн руб.

У компании есть деньги, чтобы сделать ремонт и раньше. Но с учетом того, что расходы на ремонт могут существенно снизить обязательства по налогу на прибыль, а в последующих периодах они сформируют убыток, который принимается в особом порядке (не более 50 % налогооблагаемой базы), то выгоднее провести ремонт в прогнозном периоде и сэкономить на налоге на прибыль.

Что нужно знать, чтобы сформировать корректный бюджет налогов и сборов

Чтобы сформировать корректный и полноценный бюджет налогов и сборов, необходимо в первую очередь знать налоговое законодательство применительно к конкретным налогам и сборам.

В частности, при расчете налога на имущество надо понимать, что является объектом налогообложения, как производить расчет, какие ставки применять и многое другое.

При этом теоретических знаний мало, важен практический опыт расчета налогов.

К примеру, чтобы рассчитать НДС, мало понимать общую методику действий. Надо знать, какие требования налоговики предъявляют к оформлению документов, какие претензии возникают к поставщикам, какие препоны чинят при возмещении НДС из бюджета.

Бюджет налогов и сборов нужно формировать не в отрыве от других прогнозных показателей, а в непосредственной взаимосвязи и на их основе. А насколько точными будут исходные данные для бюджета, зависит от того, насколько корректны базовые показатели и насколько активно участвуют в формировании бюджетов работников профильных служб.

 

В результате возникновения конфликтной ситуации и при попустительстве руководства работники коммерческой службы дистанцировались от представления данных для формирования бюджетов продаж. Финансовой службе пришлось делать все прогнозы самостоятельно. Для этого за основу были взяты данные прошлых лет.

В результате такого подхода финансисты не могли знать и не учли нехарактерные ценовые колебания текущего года, о которых были прекрасно осведомлены «коммерсанты».

В итоге некорректным оказался как сформированный бюджет продаж, так и построенный на его основе бюджет обязательств по НДС и налогу на прибыль.

 

Чтобы сформировать бюджет налогов и сборов, в первую очередь нужно знать, какую систему налогообложения применяет предприятие (ОСНО, УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15 %)», или с объектом налогообложения «доходы (ставка 6 %)»).

В рамках применяемой системы налогообложения нужна информация, необходимая для расчета конкретных налогов. По разным налогам набор таких данных разный.

Например, чтобы рассчитать НДФЛ, надо знать:

• размер прогнозируемых выплат работникам;

• количество персонала;

• есть ли право на налоговые вычеты;

• какие выплаты не облагаются НДФЛ и т. п.

Для расчета НДС необходимы данные:

• о прогнозируемых объемах реализации;

• видах продукции в разрезах разных ставок НДС;

• объемах вычетов и т. п.

Формируемый бюджет налогов и сборов должен не просто статистически отображать величину налоговых обязательств компании, а быть инструментом налогового планирования в составе финансового планирования.

В ходе формирования бюджета налогов и сборов нужно учесть все факторы, которые на законном основании способствуют уменьшению налоговых обязательств компании — убытки, льготы, различные законные приемы и способы, позволяющие избежать или уменьшить налоговые выплаты компании в бюджет.

 

В группу компаний входит организация, оборот которой в квартал не превышает 2 млн руб. Ранее в ходе анализа было принято предварительное решение реализовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Соответственно, при формировании бюджета налогов и сборов, расчетах налоговых обязательств отдельно по организации и в целом по группе компаний не учитывался НДС. Зато была выведена прогнозная сумма экономии на налогах на основе сопоставления плановых данных и фактических данных прошлых периодов.

 

В сформированном полноценном бюджете налогов и сборов обязательно должна быть следующая информация:

• суммы начисленных налогов по видам налогов в привязке к данным других бюджетов;

• суммы возмещения НДС, если хозяйствующий субъект — плательщик НДС;

• конечные суммы налоговых обязательств, подлежащие уплате в бюджет или возмещению;

• сроки уплаты налогов и сборов;

• планируемые съемы налоговой оптимизации и экономических эффект от их применения;

• оценка рисков возникновения конфликтов с налоговыми органами в отношении планируемых оптимизационных действий;

• итоговая сумма совокупных налоговых обязательств;

• показатель налоговой нагрузки компании.

Суммовая налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

 

N = N1 + N2 + N3 + … + Nn,

 

где ∑N — величина налоговых обязательств предприятия, возникающих в процессе его функционирования;

N1, N2, N3, ..., Nn — налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком.

 

К сведению

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[1].

 

Данные о показателях налоговой нагрузки

 

Ряд предприятий, в первую очередь небольших, отдельный самостоятельный бюджет налогов и сборов не формирует. В таком случае данные о налогах и сборах являются составной частью одних связанных бюджетов и базовыми показателями для других связанных бюджетов.

Как сформировать бюджет налогов и сборов

В ходе формирования бюджета налогов и сборов можно выделить несколько этапов:

Этапы формирования бюджета налогов и сборов

 

На примере мукомольного предприятия «Наша марка» рассмотрим последовательность формирования бюджета налогов и сборов.

 

Этап 1. Подготовка

Что надо сделать на этом этапе:

• проанализировать применяемую систему налогообложения, происшедшие в ней существенные изменения, налоги и сборы, которые должна платить компания;

• определить ставки налогов;

• выяснить, какие есть льготы;

• разработать предварительные налоговые схемы для расчетов, влияющие на величину налоговых обязательств;

• собрать предварительные данные, необходимые для расчета налогов и сборов. Например, паспорт транспортного средства (ПТС) для расчета транспортного налога, выписка из Единого государственного реестра недвижимости или другие документы, в которых указывается актуальная кадастровая стоимость земли.

 

 

[1] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

© 2006—2021, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.