Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

Голосование:

Знаете ли вы, что такое Ассессмент?





Операционный анализ как инструмент для принятия решений

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 10 (76) октябрь 2009.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Для выработки широкого круга управленческих решений достаточно регулярно используется так называемый операционный анализ (или анализ взаимосвязи «затраты - объем производства - прибыль»). Это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия, в основе которого лежат линейные зависимости между величиной выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия.

Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»).

Распространены и другие названия операционного анализа: маржинальный анализ, анализ безубыточности, CVP-анализ (costs - volume - profit analysis).

К сведению

Применение операционного анализа позволяет обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:

  • безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
  • наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
  • влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
  • принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
  • принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
  • решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».

Применение операционного анализа позволяет также определять минимальную величину заказа. Операционный анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства.

Анализ источников (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»; И. Еремеев «Операционный анализ и оптимизация ассортиментной политики»; «Операционный анализ как базовый элемент процесса управления текущими затратами: модель CVP» (http: www.uu.com.ua)) показал, что именно операционный анализ позволяет оценивать эффективность работы организации и выработку рекомендаций по управлению.

Обратите внимание!

Операционный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

 Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода. Ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запаса прочности и операционного рычага.

Результаты операционного анализа необходимы руководству предприятия для принятия им правильных управленческих решений. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования, очевидный реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. На базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения. Операционный анализ использует весь комплекс экономической информации, носит внутренний и оперативный характер, поэтому имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости выпущенной и реализованной продукции и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за полученные отклонения.

Данные операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли.

Важно!

Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.

Механизм управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих факторов:

а) объема реализации;

б) суммы и уровня чистого операционного дохода;

в) суммы и уровня переменных операционных издержек;

г) суммы постоянных операционных издержек;

д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек.

Эти факторы могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты, повышая эффективность деятельности предприятия.

Одним из самых простых и эффективных методов операционного анализа с целью оперативного, а также стратегического управления прибылью является анализ «издержки - объем - прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса.

Анализ «издержки - объем - прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на четырех основных этапах денежного оборота.

I этап

  • Сколько наличного капитала требуется предприятию?
  • Каким образом можно мобилизовать эти средства?
  • До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап

  • Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности - высокая рентабельность или высокая ликвидность?
  • До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
  • Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
  • Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
  • Какая структура ассортимента наиболее оптимальна в сложившихся условиях?
  • Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

  • Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
  • Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать продажу товара в рассрочку?

IV этап

  • Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
  • Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним?
  • Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?

Таким образом, можно говорить, что операционный анализ позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности.

Н. П. Родинова, проф., доктор экон. наук, А. Н. Романова, аспирант ГОУ ВПО «РосЗИТЛП»

 


 [ИФ1]Что отмечено крестиками?


© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Планово-экономический отдел».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.